Я не кинолог и не ветеринар, поэтому пишу исключительно с позиции хозяина старой собаки.
У нас пять собак, две пожилые и три относительно молодые. Про Кузьму уже писала в свете его болячек. В свои 14 с хвостиком лет, он еще бодрячком, если бы не разные несчастные стечения обстоятельств, то был бы совершенно здоров.
Вторая старушка - Жучка. Сколько ей лет никто не знает: у нас она проживает 12 лет, когда мы ее брали ей было лет 5, так что скорее всего, ей от 15 до 17 полных лет. Взяли мы ее из приюта, где она жила довольно долго. Два раза ее пытались забрать добрые люди, но возвращали назад из-за непреодолимой гнусности характера.
По правде сказать, работники приюта нас отговаривали, так как собака "серьезная". Это выражалось в том, что она не признавала авторитетов, не слушалась, была своевольной и не могла ужиться с другими обитателями приюта. К тому же, при небольшом общем размере, зубы и пасть у нее оказались реально как у овчарки. В приют она, по сохранившимся сведениям, попала во взрослом возрасте с щенками с какой-то помойки.
Проблемы начались сразу - собака каждое утро сбегала по своим делам, например, прошвырнуться по подъездам в поселке и выкрасть всю еду, которые жильцы оставляли беспризорным кошкам, подраться с местными собаками, сбегать на помойку, и вообще попытаться украсть все, что плохо лежит. После этого собака, в целом очень довольная, возвращалась домой, сьедала свою положенную еду и благополучно шла спать до следующего дня. Мы от нее ничего не требовали, поэтому и проблем почти не имели: на цепь или в вольер не сажали, одну в квартире не оставляли, дрессировать не пытались. Пять лет собака жила вольной и счастливой жизнью.
А потом мы уехали жить в свой дом и такая классная жизнь у Жучки закончилась. Наш дом стоит уединенно, в ближайшей округе воровать было нечего. Собака загрустила и даже немного похудела.
Тем не менее, дух свободы было не убить: Жучка продолжала сбегать, ходила достаточно далеко по всем соседям, где растаскивала мусор, воровала все съестное, или просто выпрашивала угощение. Забор ее остановить не мог, она выкапывала норы под сеткой и уходила по своим делам. Мы заваливали ходы камнями, укрепляли сетку, но она каждый раз находила новые пути и все равно убегала. Соседи, конечно, нам высказывали претензии, но мы ничего не могли поделать с этой жаждой приключений.
Кроме того, Жучка не могла ужиться с другими собаками, нам пришлось отдать одну приблудную собаку в приют, хотя изначально были готовы оставить ее себе. Новая собака была в два раза крупнее, несколько раз драки перерастали в бои не на жизнь, а на смерть. Жучка не сдавалась, муж спасал ее. Рано или поздно дело бы кончилось смертоубийством. В итоге от другой собаки избавились, а Жучка осталась процветать и дальше.
В общем, как вы поняли, старушонка у нас боевая. В молодые годы она чудила знатно, сейчас здоровье уже не то, но вредные привычки остались.
Проблемы со здоровьем начались примерно 4 года назад. Жучка стала подволакивать задние ноги, возможно, кто-то ударил ее по спине или, может быть, она попала под машину. Сильных повреждений не было, и тогда мы подумали, что это от старости. Ноги волочит до сих пор, но все равно скачет довольно бодро. Три года назад она оглохла полностью, потом ослепла. Сейчас ориентируется, наверно, на нюх, потому что все таки как-то находит дорогу. Аппетит остался прекрасный. Затем, примерно два года назад, мы заметили, что она стала как -то странно относится к продуктам жизнедеятельности. Я думаю, что это и был первый симптом деменции. На улице, когда она находила, извините, гумно, любое - собачье, свое, птичье, лисье или любое другое, она с аппетитом и жадностью его сжирала. Кстати, делает так до сих пор, приходится посотоянно следить и отгонять. Свое раскладывает специально в самых заметных местах - прямо перед крыльцом, на дорожках, тропинках и тд. Раньше такого не было. Далее стала ходить под себя, сначала по маленькому, теперь и по большому. Живет в доме, представьте как воняет, особенно если она в этом всем еще и полежит. Подстилаем клеенку и пеленки, но все равно, практически ежедневно муж моет весь угол, меняет лежанку, пеленки, стирает. Проситься по нужде собака не хочет, приходится ее выгонять на улицу раз в несколько часов.
Честно говоря, все это уже порядком надоело, собака ведет себя как зомби, от прежней личности ничего не осталось. Потребности - только поесть и погадить.
Муж оказался очень терпеливым: он ухаживает, убирает, моет. От собаки избавляться он не позволит, будет тянуть до конца.
Конечно, вы по общему тону рассказа поняли, что Жучку я так и не полюбила. Мы всю ее долгую жизнь сосуществовали под одной крышей, я ее кормила, гуляла, ухаживала, но не любила. Так бывает, не сошлись характерами. Не буду сильно переживать, когда все кончится. Возможно, это затянется еще надолго, так как еще три года назад я думала, что ей недолго осталось, а она все еще жива, и, как утверждает муж, нас всех переживет!