Найти в Дзене

Радио как школа жизни: «Учись у всех, никому не подражай!»

Уходящий в историю 2025 год был богатым на юбилейные даты, как впрочем, и любой другой год. Но только в 2025-м отмечались сразу три события, связанные с организаций и работой отечественного и регионального радиовещания: 130-летие изобретения радио инженером Поповым, 95 лет Мурманского радио и 35 лет с первого выхода в эфир Радио России. О радио из первых уст – в интервью с руководителем пресс-службы Мурманского арктического университета, диктором высшей категории Виталием Королевым. - Виталий, как вы начинали свою карьеру? Что вас привело в сферу, в которой вы сейчас? - Наверное, это нужно начинать со школьных лет, можно сказать, еще с детства. Одним из моих самых больших друзей всегда было радио, которое постоянно работало у нас на кухне. Когда я уроки делал, я слушал радио. Когда минутка отдыха выдавалась - тоже. И те люди, которые радио создавали, мне стали как родные. Я очень быстро стал их запоминать и узнавать по голосам, причем с первых секунд. Но, конечно, было очень страшно пр

Уходящий в историю 2025 год был богатым на юбилейные даты, как впрочем, и любой другой год. Но только в 2025-м отмечались сразу три события, связанные с организаций и работой отечественного и регионального радиовещания: 130-летие изобретения радио инженером Поповым, 95 лет Мурманского радио и 35 лет с первого выхода в эфир Радио России. О радио из первых уст – в интервью с руководителем пресс-службы Мурманского арктического университета, диктором высшей категории Виталием Королевым.

- Виталий, как вы начинали свою карьеру? Что вас привело в сферу, в которой вы сейчас?

- Наверное, это нужно начинать со школьных лет, можно сказать, еще с детства. Одним из моих самых больших друзей всегда было радио, которое постоянно работало у нас на кухне. Когда я уроки делал, я слушал радио. Когда минутка отдыха выдавалась - тоже. И те люди, которые радио создавали, мне стали как родные. Я очень быстро стал их запоминать и узнавать по голосам, причем с первых секунд. Но, конечно, было очень страшно представить, что я сам могу оказаться по ту сторону. Эта работа очень ответственная, люди эти были очень заметными, особенно дикторы в то время. Конкурсы на вакансию диктора всегда были многолюдными. Когда я решился и пришел, нас было 70 человек на место. Я человек достаточно храбрый: «Попытка не пытка», как у нас говорят.

Мы проходили три тура, каждый сложнее предыдущего. У жюри был непростой выбор: взять опытного профессионального актера и диктора или совершенно молодого парня 20 лет. Мои старшие товарищи решили: «Давайте мы его воспитаем. Он будет наш, он не будет смотреть в сторону, он будет предан мурманскому радио». Наверное, я оправдал их ожидания. Вот таким образом в 20 лет я занял место в радиостудии в Доме радио на Русанова, 7 и провел там замечательные 10 лет учебы – первых в карьере. А потом уже появилось телевидение, удалось поработать на Радио России в Москве, быть главным редактором в печатных изданиях. Но из сферы медиа я не ухожу, плюс – веду публичные мероприятия. В прошлом году, например, вел с Мариной Назаренко финал «Акселератора».

- А какие самые яркие моменты из вашей карьеры на радио вы могли бы выделить?

- Самые яркие? Ну, я очень не люблю, когда все идет гладко. Честно скажу, у меня всегда адреналин появлялся, когда надо было в считанные секунды, может быть, доли секунд принимать решение, если возникала нештатная ситуация. Раньше мы работали с большими бобинами, пленками. Очень часто сердцевина вылетала, пленка разматывалась, нужно было чем-то заполнять эфир. Вот эти моменты запоминающиеся.

Считаю одним из своих больших достижений то, что к нам пришло музыкальное радио европейского формата, которое сейчас мы знаем как Power Хит Радио. Чтобы этот формат завести в Мурманск, я с коллегами несколько раз ездил в командировки в Норвегию, чтобы перенять опыт. У нас музыкальные радиостанции только начинали возникать, опыта организации круглосуточного вещания не было.

Наверное, можно порадоваться, что достаточно много у меня учеников, которые уже по всему миру разъехались - в Греции, Норвегии, Южной Корее, Италии. Когда мы с Соней Баженовой вели передачу, мы попытались дозвониться до наших коллег, рассеявшихся по миру. Получилось. Сейчас технический уровень таков, что связь даже за тысячи километров создает ощущение, что сидишь рядом.

Виталий Королёв и Соня Баженова работают в эфире
Виталий Королёв и Соня Баженова работают в эфире

- А как получилось, что из радио вы пришли в пресс-службу университета?

- У меня есть так называемый рабочий цикл, который состоит из восьми лет. Видимо, это такой предел, когда нужно что-то поменять. Придя сюда, в пресс-службу, я не перестал заниматься журналистикой. Это смежная работа. Работать в пресс-службе университета очень интересно. Здесь интересные люди - и профессора, и преподаватели, и курсанты, и студенты, у которых тоже можно поучиться. Поэтому я считаю, что все по плану, как задумано судьбой.

- Как вы считаете, ваш опыт на радио и телевидении помогает в работе, особенно в связях со СМИ?

- Конечно. Мы все друг друга хорошо знаем, поскольку большинство из нас много лет работает на радио и телевидении. Это очень помогает, это товарищеская взаимовыручка. Не имея таких тесных связей, было бы сложнее организовывать телесъемки, радиовыступления или публикации. Мы друг друга понимаем, поддерживаем. Телевизионные группы у нас работают практически каждый день, берут экспертное мнение, снимают сюжеты. Очень часто я модерирую мероприятия. В этом очень помогает накопленная практика.

- А как пресс-служба справляется с кризисными ситуациями?

- У нас работает весь коллектив - пресс-служба, коммерческий отдел (он у нас занимается соцсетями). Мы работаем в полном взаимодействии. Решаем, каким образом можно погасить негатив, какими словами, убеждениями успокоить тех, кто волнуется.

- Вы затронули тему соцсетей. Какова, на ваш взгляд, роль радио сейчас, когда всё идет к соцсетям?

Радио тоже подстроилось. Есть подкасты - это сфера соцсетей, но механизмы реализации родственны радио. Когда появилось телевидение, считалось, что радио уходит в небытие. Но прошли десятилетия, и у каждого своя ниша: радио, ТВ, интернет. Я думаю, радио слушают люди среднего и старшего поколения по привычке, многие на работе или в машине. Я за радио спокоен. Представить современную жизнь без радио невозможно. Это хороший спутник, когда занимаешься делами.

- Вы много работаете со студентами. Вы их обучаете, а чему-то учитесь у них?

- Мне просто нравится с вами общаться, слушать ваши мысли. Есть вещи, которые я бы сделал так, а вы смотрите на них совершенно по-другому и реализуете другими инструментами. Вы - поколение 21 века, а я пришел из 20. Поэтому, конечно, можно учиться вашему взгляду на мир. У Горького были хорошие слова: «Учись у всех, никому не подражай». Для журналистов это золотые слова. Набирать нужное, полезное отовсюду, но не попугайничать. Только тогда человек становится индивидуальным.

Мурманский радиокомитет на ул. Ленинградской, 1930 г. (фото из Госархива Мурманской области)
Мурманский радиокомитет на ул. Ленинградской, 1930 г. (фото из Госархива Мурманской области)

- В этом году отмечается 130-летие радио. Какие достижения в радиовещании вы считаете наиболее значительными?

- Надо помнить, что изобретение радиоприемника Поповым было сделано для нужд императорского военно-морского флота Российской империи. Несколько лет радио передавало сигналы, связанные с войнами. Следующая важная веха – когда радио заговорило: «Говорит Москва» в 1924 году, а «Говорит Мурманск» – 1 апреля 1930 года. В этом году мое любимое областное радио отметило 95 лет. Потом, после распада СССР, главным федеральным каналом стало Радио России, которому в этом году 35 лет.

Сейчас форматов очень много. В Мурманске практически вся FM-шкала закрыта. Хорошо, что есть полностью мурманские станции, как Power Хит Радио и «Большое радио», где весь контент посвящен жизни города и региона. Когда радио говорит с тобой на одном языке, обсуждает местные проблемы – это другое дело. Такое радио больше цепляет.

- Попробовав и телевидение, и радио, и журналы, и пресс-службу, что вам все-таки ближе всего?

- Конечно, радио. Там происходили мое взросление и становление. Самые теплые воспоминания связаны с радиостудией.

- Вы также помогаете людям работать над речью. Сколько лет вы этим занимаетесь и с какими сложностями сталкиваетесь?

- Если учитывать всю практику, то лет 30. Зажимы, которые по разным причинам образуются, конечно, мешают эфирной работе. Я разработал свою программу по культуре речи, навыкам ораторского мастерства. Речевых профессий много: преподаватели, ведущие, журналисты, священнослужители, юристы. Часто хочется, чтобы важные тексты читали «с чувством, с толком, с расстановкой». Всему этому можно научиться, но нужна ежедневная работа: читать вслух, в том числе стихи, работать над дыханием. Лучший звук - когда задействована диафрагма. Я видел, как в Осло ведущие работают стоя, чтобы диафрагма была свободна. Мы и у себя это переняли.

- Когда человек приходит устраиваться на радио, основное, на что смотрят, - это речь?

- Конечно. Для радио важно, как ты звучишь. Есть понятие «радиофоничный голос» - как он ложится на микрофон, его тембр, отсутствие дефектов. Это главное.

- Как вы думаете, уйдет ли радио в будущем?

- Нет. Придумаются новые формы, форматы, инструменты, но полностью радио не уйдет. Оно наиболее оперативно может рассказать о том, что происходит в городе. Ведущий может в секунды сделать срочное объявление, которое поможет или предупредит людей. Я не могу сказать точно, как оно будет развиваться, но предпосылок к исчезновению у радио нет.

Интервью взяла студентка МАУ, корреспондент Арктического медиаклуба Дарья Гущина.

Фотографии предоставлены Виталием Королёвым.