Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Веер Михаила Кузмина

Поговорим сегодня об эстете из эстетов, Михаиле Кузмине, и его веере. О, как причудливо тасуется колода... На выставке, которая пару лет назад проходила в "моём" Музее русского импрессионизма, был раздел, чьё название стало для меня просто подарком. "Форель разбивает лёд"! Кузмин дружил со многими художниками, и вот работы двух человек из его близкого круга и были представлены на выставке. А я, всякий раз подходя к ним, вспоминала стихи, вошедшие в сборник с этим названием. И особенно это, любимое: Слоновой кости страус поёт: — Оледенелая Фелица! — И лак, и лес, Виндзорский лед, Китайский лебедь Бердсли снится. Дощечек семь. Сомкни, не вей! Не иней — букв совокупленье! На пчельниках льняных полей Голубоватое рожденье. Загадочное сплетение слов, поэтический экспрессионизм, который я помню наизусть уже четверть века, не меньше. Однако, признаюсь, далеко не сразу я разгадала, пусть и частично, смысл. Мне бы раньше, ведь тот раздел сборника и называется "Северный веер"... Но уж как есть! Х

Поговорим сегодня об эстете из эстетов, Михаиле Кузмине, и его веере. О, как причудливо тасуется колода...

На выставке, которая пару лет назад проходила в "моём" Музее русского импрессионизма, был раздел, чьё название стало для меня просто подарком. "Форель разбивает лёд"! Кузмин дружил со многими художниками, и вот работы двух человек из его близкого круга и были представлены на выставке. А я, всякий раз подходя к ним, вспоминала стихи, вошедшие в сборник с этим названием. И особенно это, любимое:

Слоновой кости страус поёт:

— Оледенелая Фелица! —

И лак, и лес, Виндзорский лед,

Китайский лебедь Бердсли снится.

Дощечек семь. Сомкни, не вей!

Не иней — букв совокупленье!

На пчельниках льняных полей

Голубоватое рожденье.

Загадочное сплетение слов, поэтический экспрессионизм, который я помню наизусть уже четверть века, не меньше.

Однако, признаюсь, далеко не сразу я разгадала, пусть и частично, смысл. Мне бы раньше, ведь тот раздел сборника и называется "Северный веер"... Но уж как есть! Хотя бы догадалась сама, а уж догадку подтвердили литературоведческие статьи.

"Слоновой кости страус поёт"... Да это же веер из слоновой кости и перьев страуса! И наверняка белый. Они бывали разными - и чёрными, и серо-коричневыми, и белыми, но именно белые считались самыми нарядными, и желанными (и дорогими). Да и слоновая кость лучше всего сочетается с белыми перьями.

И у меня такой есть (о чём, признаться, я вспомнила только сейчас, давно уж не перебирала свои веера). 1900-е. Правда, не слоновая кость, а просто кость, но настолько гладко отполированная, что можно перепутать. Веера-плианты вошли в моду ещё в последней четверти XIX века, но в начале XX были просто безумно популярны.

Веер-плиант, 1900-е, из личной коллекции
Веер-плиант, 1900-е, из личной коллекции

Так что же, Кузмин имеет в виду нечто в этом роде? Не совсем, увы (а как мне было бы приятно!) В стихотворении он описывает изображения на веере - поскольку он из перьев, то все они должны были украшать только станок. И известно, что веер «был из семи створок, покрыт лаком, сделан из слоновой кости и страусовых перьев и, видимо, имел изображения».

Семь. Всего семь пластинок. "Дощечек семь!" А вот это уже интересно! У моего, для сравнения, двадцать семь. И стандартное их количество, как правило, больше двадцати. А если меньше, то расставлены они, получается, редко.

Вот ещё один веер той поры. Тут уже и слоновая кость, и резьба (то, что нужно), и пластинки реже расставлены... Однако их всё равно восемнадцать! Их бывает порой чуть меньше, но только чуть.

Веер-плиант, 1900-е, из коллекции Мытищенского музея
Веер-плиант, 1900-е, из коллекции Мытищенского музея

Что ж, у меня есть версия, как совместить всего лишь семь дощечек и перья... Это должен быть особый тип веера. Раскладывающийся не 180 градусов, не в полукруг, а меньше. Такие тоже были! Я, признаться, предпочитаю веера "полные", но и в этих тоже есть своё очарование. Смотрите, почти то, что нам нужно: слоновая кость, страус и восемь пластин (почти семь!). И это не остатки веера, как можно подумать, а совершенно полноценная вещица.

Между прочим, он из Египта. То есть овеян некоторой экзотикой. И, возможно, на кузминском была более сложная и интересная резьба...

Веер-плиант, 1900-1910, из коллекции Гэмпширского культурного фонда
Веер-плиант, 1900-1910, из коллекции Гэмпширского культурного фонда

Однако в целом, думаю, выглядел он именно так.

"Раскройся, веер, плавно вей,

Пусти все планки в ход..."

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!