Найти в Дзене
Татарский Мир

Египетский летописец Ибн ‘Абд аз-Захир о приеме золотоордынского правителя Берке

Ибн ‘Абд аз-Захир родился в 1223 г. в Каире, умер 1292 г. Служил в государственной канцелярии «Диван-и инша». Он являлся личным секретарем четвертого мамлюкского султана тюркского происхождения Бейбарса I (годы правления 1260-1277), и именно рукой Ибн ‘Абд аз-Захира было написано первое послание золотоордынскому правителю Берке. Его книга под названием «Видный сад в жизнеописании Эльмелик-Эззахыра» была посвящена истории правления султана Бейбарса. Текст книги содержит много интересных сведений о взаимоотношении Золотой Орды и мамлюкского султаната. Приведенный отрывок, рассказывает о посещении послов из Египта ставки золотоордынского правителя Берке. Отрывки из рукописи Ибн ‘Абд аз-Захира «Рауда аз-захир фи сира малик аз-захир» («Видный сад в жизнеописании султана аз-захира») были опубликованы в «Сборнике материалов, относящихся к истории Золотой Орды» (Том 1, 1884) В.Г. Тизенгаузена. О прибытии послов царя Берке. В начале (этого) жизнеописания упомянуто было о том, что султан отправ

Ибн ‘Абд аз-Захир родился в 1223 г. в Каире, умер 1292 г. Служил в государственной канцелярии «Диван-и инша». Он являлся личным секретарем четвертого мамлюкского султана тюркского происхождения Бейбарса I (годы правления 1260-1277), и именно рукой Ибн ‘Абд аз-Захира было написано первое послание золотоордынскому правителю Берке. Его книга под названием «Видный сад в жизнеописании Эльмелик-Эззахыра» была посвящена истории правления султана Бейбарса. Текст книги содержит много интересных сведений о взаимоотношении Золотой Орды и мамлюкского султаната. Приведенный отрывок, рассказывает о посещении послов из Египта ставки золотоордынского правителя Берке.

Отрывки из рукописи Ибн ‘Абд аз-Захира «Рауда аз-захир фи сира малик аз-захир» («Видный сад в жизнеописании султана аз-захира») были опубликованы в «Сборнике материалов, относящихся к истории Золотой Орды» (Том 1, 1884) В.Г. Тизенгаузена.

О прибытии послов царя Берке. В начале (этого) жизнеописания упомянуто было о том, что султан отправил послов к царю Берке, старался привлечь его на сторону ислама, возбуждал его против Хулаку и убеждал его напасть на него. Когда послы эти прибыли в земли Ласкариса, то правовед Меджеддин захворал и вернулся в сообществе отправившихся послов царя Берке, т.е. Джалаледдина, сына кади, и шейха Али ал-Димешки, а Сейфеддин Кушарбек и (упомянутые выше) два Монгола поехали дальше. Встретились послы (эти) с Ласкарисом в Ании, потом доехали до Константинополя в 20 дней. Отсюда (они отправились) в Истамбул, а оттуда в Дафнисию, т.е. на Судакское поморье со стороны Ласкариса. За тем они переправлялись морем на другой берег. Переезд этот продолжается от 2-х до 10 дней. Потом они взобрались на гору, называемую Судак; (здесь) встретил их правитель этого края в местечке Крым, которое населяют люди разных наций, как-то: Кипчаки, Русские и Алланы. Переезд от берега до этой деревни (продолжается) один день. Из Крыма они в один день доехали до степи, где застали начальника десяти тысяч всадников, управлявших этим краем. За тем они 20 дней ехали по равнине, на которой находились шатры и овечьи стада, до реки Итиль. Это река пресноводная, шириною в реку Нил; по ней (ходят) суда Русских, а на берегу ей местопребывание царя Берке. По этим путям привозятся к ним съестные припасы и овцы. Когда они приблизились к орде, то их встретил (там) визирь Шерефеддин ал-Казвини.

Потом их пригласили к царю Берке. Они уже ознакомились с обрядами, которые соблюдались с ним и заключались в том, что входили с левой стороны, а по отобрании от них послания, переходили на правую сторону и припадали на оба колена.

Никто не входит к нему в шатер ни с мечом, ни с ножом, ни с (другим) оружием, и не топчет ногами порога шатра его, никто не слагает оружия своего иначе, как по левую сторону, не оставляет лука ни в сайдак, ни натянутым, не вкладывает стрел в колчан, не ест снегу и не моет одежды своей в орде. Он (Берке) находился в большом шатре, в котором помещается 100 человек (историки Ибн ал-Форат и Нувейри указывают 500 человек); шатер был покрыт белым войлоком, а внутри обит шелковыми материями, китайками, драгоценными камнями и жемчужинами. Он сидел на престоле, а рядом с ним старшая жена, и около него 50 или 60 эмиров на скамьях шатра. Когда они вошли к нему, то он приказал визирю своему прочесть послание, потом заставил их перейти с левой стороны на правую, стал спрашивать их о Ниле и сказал: я слышал, что через Нил положена человеческая кость; по которой люди переходят (через реку). Они ответили: мы не видали этого…

Монета времен Берке хана
Монета времен Берке хана

Главный кади, находившийся при нем, перевел послание и послал список хану; письмо султана было прочтено по-тюркски (лицам), находившимся при нем (Берке). Они (татары) обрадовались этому; он (Берке) отпустил послов с ответом своим и отправил с ним своих послов. У каждого из эмиров свой муэдзин и имам, у каждой хатуни свой муэдзин и имам. Дети слушают чтение досточтимого Корана в училищах. Вернулись они (послы) со стороны Ласкариса (в Египет – С.Э.) и были приглашены к смотру победоносного войска, которое как мы сказали, было в полном вооружении. Это было 10-го дзулькаада 663 года (=4 сент. 1264 года). Послы (Берке – С.Э.) беспрестанно приглашались на аудиенции и присутствовали при игре в мяч. Они были приглашены также на праздник обрезания и помещены в Эльлук.

Эльмира Сайфетдинова