Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Непарадный Енисейск. Как выглядят предместья Сибирского Суздаля?

Главная в Енисейске улица Ленина продолжается и за Мельничным ручьём, уходя в старинные предместья. Одно из первых примечательных зданий на ней - дом Грязнова середины 18 века, ещё одна из этих странных енисейских палат, тут вдобавок с попыткой подражания барочным особнякам Большой земли по памяти и нехитрым картинкам. При этом купец Ефим Грязнов приобрёл дом лишь в 1870-м, с 1858 тут заседало Общество Золотопромышленников, а кто построил палату - утрачено в пожарах... Наконец, третью сторону перекрёстка, наискось от храма, образует Фотоизба - частный, да при том богатейший музей всякой старинной всячины, которую с 1997 года собирал живший в этой старой избе (1887) фотограф Пётр Дроздов. Фотограф не из тех, кто зеркалками меряется, а старой закалки - помимо избы тут было вполне общедоступное фотоателье. Всё вместе - культовое место, которое рекомендовали мне посетить абсолютно все тут бывавшие, и я закладывал на него пару часов времени. Пётр Яковлевич и его жена Надежда Петровна лично

Главная в Енисейске улица Ленина продолжается и за Мельничным ручьём, уходя в старинные предместья. Одно из первых примечательных зданий на ней - дом Грязнова середины 18 века, ещё одна из этих странных енисейских палат, тут вдобавок с попыткой подражания барочным особнякам Большой земли по памяти и нехитрым картинкам. При этом купец Ефим Грязнов приобрёл дом лишь в 1870-м, с 1858 тут заседало Общество Золотопромышленников, а кто построил палату - утрачено в пожарах...

Наконец, третью сторону перекрёстка, наискось от храма, образует Фотоизба - частный, да при том богатейший музей всякой старинной всячины, которую с 1997 года собирал живший в этой старой избе (1887) фотограф Пётр Дроздов. Фотограф не из тех, кто зеркалками меряется, а старой закалки - помимо избы тут было вполне общедоступное фотоателье. Всё вместе - культовое место, которое рекомендовали мне посетить абсолютно все тут бывавшие, и я закладывал на него пару часов времени.

Пётр Яковлевич и его жена Надежда Петровна лично водили экскурсии, но... мы увидели лишь приколоченную к воротам табличку о том, что Фотоизба временно закрыта. А может и не временно - говорят, основатель её тяжело заболел.

-2

Большая улица уходит дальше, в деревянное предместье, полное типично сибирских домов - тяжёлый голый чёрный сруб и изящные наличники:

-3

Часто украшенные редкой для Сибири "фряжской резьбой" - но про этот феномен Енисейска у меня есть отдельная небольшая статья.

-4

Маски украшают дом дальше по улице, интересный ещё и резными воротами - когда-то такие были в каждой уважающей себя усадьбе:

-5

Кое-где и каменные дома попадаются - вот например усадьба Степана Коновалова (1886-90):

-6

В которой памятником архитектуры числится запрятанный во дворе амбар:

-7

Чей-то заброшенный дом на поперечной улице Ванеева подозрительно похож на синагогу, тем более немалый вес среди здешних купцов имели золотопромышленники Флееры и Тонконоговы (тоже евреи). Синагога в Енисейске и правда была, но - деревянная и совсем в другом месте:

-8

Колоритная пара из каменного и деревянного домов. Каменный дом Щукина впечатляет табличкой, не единственной такой в Енисейске: от наводнений город страдал не меньше, чем от пожаров.

И вот показательно, что на Енисее или Волге такого нет уже давно, зато топит порой города на Амуре и Лене. Укрощение рек - самый, пожалуй, не очевидный для обывателя результат Большого Гидростроя.

-9

А на деревянном доме просто роскошные наличники - жаль только, что стоять ему осталось, видимо, недолго...

-10

И не последняя причина разрухи в том, что кадры с пустой улицей Ленина надо выжидать и ловить: для своих 17 тысяч жителей и тупика дорог в Енисейске необычайно мощный автотрафик, будто в городе живёт тысяч 50-100.

Особенно, конечно, на улице Ленина - ведь дальше по ней будут пятиэтажечные микрорайоны, огромная воинская часть, Лесосибирск, остальной мир... а кто хочет жить в бесконечном выхлопе и шуме? Так что единственная надежда этого района - на дальнейшее развитие Сибирского Суздаля с его гостиницами, кафе и мастерскими.

-11

В уездные времена окраина здесь понемногу сменялась слободами, или "рядами" - так как были они в основном в одну улицу. В самом богатом Кузнецком ряду стояла даже своя каменная часовня. Заканчивался Енисейск у Абалацкой речки, за которой соответственно с 1660-х находилось Абалацкое подворье Туруханского Троицкого монастыря.

Оно просуществовало до 1764 года, но место оставалось намоленным, и после очередного пожара там построили каменную Входоиерусалимскую церковь (1799-1819). Больше похожую на многочисленные некогда храмы енисейских сёл, в том числе и судьбой - все они были разрушены в 1930-х.

-12

Чуть недоходя Абалацкой речки мы свернули, спиной к Енисею, на улицу Доброва. Вот так выглядят окраины Енисейска - бесконечные прямые улицы, дебри бурьяна, какофония частного сектора от завалившейся избы до нового коттеджа, и обязательно - тайга вдали.

-13

Но даже в современности здесь немало колоритных деталей:

-14

Как например фасады старых изб с наличниками, ставшие заборами чьих-то дворов:

-15