Найти в Дзене

Есть ли сегодня в Курске достойные писатели?

Весьма насыщенной по количеству затронутых проблем получилась прошедшая в «асеевке» встреча руководителя Союза писателей России Владимира Мединского и губернатора Александра Хинштейна с членами курского отделения СПР. А проблем у писателей действительно много. Как на общероссийском уровне, так и на региональном. Владимир Мединский поделился идеями, которые предлагались и обсуждались на недавнем съезде Союза. Среди них – предложение провести ревизию «толстых журналов», влачащих в настоящее время жалкое существование. Но возможно ли оживить покойника, который благополучно отжил положенный срок? И стоит ли вливать новое вино в старые мехи? Ещё одна назревшая необходимость – переаттестация всех писателей, а точнее – членов Союза писателей России, что далеко не одно и то же. – Сегодня в России писателей на порядок больше, чем в советское время. Но количество, увы, не перешло в качество. В Союз попало немало людей случайных, и сегодня необходимо поднять планку – многие из нас этой планке н

Весьма насыщенной по количеству затронутых проблем получилась прошедшая в «асеевке» встреча руководителя Союза писателей России Владимира Мединского и губернатора Александра Хинштейна с членами курского отделения СПР.

А проблем у писателей действительно много. Как на общероссийском уровне, так и на региональном. Владимир Мединский поделился идеями, которые предлагались и обсуждались на недавнем съезде Союза. Среди них – предложение провести ревизию «толстых журналов», влачащих в настоящее время жалкое существование. Но возможно ли оживить покойника, который благополучно отжил положенный срок? И стоит ли вливать новое вино в старые мехи?

Ещё одна назревшая необходимость – переаттестация всех писателей, а точнее – членов Союза писателей России, что далеко не одно и то же.

– Сегодня в России писателей на порядок больше, чем в советское время. Но количество, увы, не перешло в качество. В Союз попало немало людей случайных, и сегодня необходимо поднять планку – многие из нас этой планке не соответствуют – отметил Владимир Ростиславович.

Ещё один посыл касался издания книг: «Дайте денег» – от такой практики нужно уходить. Государство не должно издавать ненужную литературу. Если есть что достойное – предлагайте. По принципу «вы предлагаете – мы покупаем», а не наоборот».

Особенно не понравилось председателю СПР наличие в регионе сразу нескольких писательских организаций. Помимо Союза писателей России, здесь функционируют Союз курских литераторов (а это уже самостоятельная организация, а не структура СПР), Российский союз писателей, Союз российских писателей, а на подходе ещё Союз русских писателей...

– Наша задача – чтобы о других союзах в следующем году забыли, чтобы все достойные люди оттуда перешли к нам, – подчеркнул Мединский. – Принимать нужно по формальным критериям: у человека есть изданные книги? Эти книги продавались в магазинах? У них есть проданный тираж? Он публиковался в серьезных литературных журналах? И по этим же критериям аттестовать и действующих членов.

Но тут возникает целый ряд вопросов. В каких магазинах? Федеральные сети не принимают книги местных писателей. А других магазинов в Курске нет! В каких журналах? Тех, что влачат жалкое существование? И ещё: если во главу угла ставить количество проданного, то лучшим писателем нужно будет признать Донцову.

Но как бы там ни было, а ясно одно: писателей ждут большие перемены, как говорил Лукашенко, «тотальное перетрахивание». И им не позавидуешь.

А главный вопрос, который я вынес в заголовок, возник после того, как Анатолий Афанасьев, бессменный руководитель асеевской «Школы-студии стиха», посетовал на то, как трудно пробиться человеку из провинции. И, обращаясь к московскому гостю, спросил: а нельзя ли в федеральных литературных конкурсах оставлять для провинциальных авторов некую обязательную квоту? Иначе ведь не пробьёшься!

Председатель СПР согласился, что таланту пробиться всегда тяжело. Но идею квотирования провинциалов не воспринял.

– Если введём квоту, например, 30% , так оставшиеся 70% достаются Москве, что ли? А может, провинция все сто заслуживает! – прокомментировал предложение Игорь Ростиславович.

Довод не совсем убедителен, ведь квота – это как минимум! Больше – можно. Другое дело, что проблему этим не решить. Сегодня любое продвижение производится исключительно по личным связям. Если хочешь пробиться, нужно ехать в центр, устанавливать связи, заводить знакомства. Другого пути здесь нет. Нет ни механизмов, ни традиций – как в западном музыкальном либо книжном бизнесе, когда в поисках неизвестных талантов литературные и музыкальные агенты шерстят по провинции.

И здесь прозвучала не то чтобы идея разрешения проблемы, но вполне конкретное предложение. И прозвучало оно от Александра Хинштейна.

– Проблема не в квоте, не в том, что существует какой-то заговор и никуда невозможно пробиться, – отметил Александр Евсеевич. – Проблема в другом. Есть ли какие-то произведения – любого формата и жанра (поэзия, проза, публицистика), которые достойны того, чтобы они были опубликованы в центральных издательствах? Если есть, дайте, пожалуйста, лично мне как человеку, неравнодушному к слову. Проблемы с коммуникацией нет! Проблема, на мой взгляд, в том, что нет чего-то свежего и яркого. Но, возможно, я просто об этом не знаю. Так давайте!

Ну что ж, такая книга есть у меня. Это написанный на стыке литературоведения и философии двухтомный интегральный свод под названием «Падение Люцифера» с подзаголовком «По нехоженым тропам русской литературы». И при первом удобном случае постараюсь вручить её губернатору. Как когда-то говорили в Одессе: «Вы хочете песен? Их есть у меня!»

-2

Олег Качмарский