Найти в Дзене

Какой может быть жизнь в селах России? Опыт первого верносела.

Сельские поселения с городской инфраструктурой: местное производство, хорошие дороги, быстрый интернет, школа, бесплатные спортивные секции и культурный досуг – мечта или уже наступающая реальность? В эфире программы “Проговорим” Анатолий Якунин, автор проекта “Верносело”, отвечает на этот вопрос. – Анатолий Иванович, расскажите, как начался путь “Верносела”? – В 2019 году я вернулся к себе на родину в Орловскую область, в свое родовое село. Мы отремонтировали спортивный зал, открыли секцию самбо, набрали детей, нашли тренера, и пошла работа по патриотическому и спортивному воспитанию молодежи. Но цель была другая – через эту секцию начать процесс возрождения села. Через два года, ко мне обратился директор школы: “Анатолий Иванович, вот одна семья хочет уехать из села”. Я говорю: “Почему?” “А у них ребенок мечтает заниматься боксом”. И мы открыли клуб бокса “Первая перчатка”. Этот парень сегодня является чемпионом области, семья осталась. Так я начал заниматься возрождением села. Конеч

Сельские поселения с городской инфраструктурой: местное производство, хорошие дороги, быстрый интернет, школа, бесплатные спортивные секции и культурный досуг – мечта или уже наступающая реальность? В эфире программы “Проговорим” Анатолий Якунин, автор проекта “Верносело”, отвечает на этот вопрос.

– Анатолий Иванович, расскажите, как начался путь “Верносела”?

– В 2019 году я вернулся к себе на родину в Орловскую область, в свое родовое село. Мы отремонтировали спортивный зал, открыли секцию самбо, набрали детей, нашли тренера, и пошла работа по патриотическому и спортивному воспитанию молодежи. Но цель была другая – через эту секцию начать процесс возрождения села. Через два года, ко мне обратился директор школы: “Анатолий Иванович, вот одна семья хочет уехать из села”. Я говорю: “Почему?” “А у них ребенок мечтает заниматься боксом”. И мы открыли клуб бокса “Первая перчатка”. Этот парень сегодня является чемпионом области, семья осталась.

Соревнования по боксу
Соревнования по боксу

Так я начал заниматься возрождением села. Конечная цель пока не достигнута до конца – демографическая: создать в селе многодетные семьи, условия для того, чтобы в школе вновь стало учиться 140–180 детей, как это было. Мы начали строить спортивные сооружения, проводить соревнования по самбо. В первый год провели соревнования областного уровня, потом пригласили Центральный федеральный округ, провели соревнования, а потом у нас, у губернатора Орловской области Андрея Евгеньевича Клычкова и президента Федерации самбо Сергея Владимировича Елисеева возникла идея: а почему бы нам не провести первые всероссийские соревнования по самбо среди сельских команд? Мы эту идею реализовали, и уже вот три года подряд мы проводим всероссийские соревнования по самбо среди сельских команд в селе Кривцово-Плота. Село стало центром сельского самбо России.

Соревнования по самбо
Соревнования по самбо

Это очень важно, потому что через спорт мы, во-первых, сохраняем сельские территории, а во-вторых, село Кривцово-Плота не только сохраняется, оно сегодня очень динамично развивается. А потом узнали про наше село жители новых территорий, которые проживали в центре временного размещения в Орле, вышли на меня и попросились в село. Я поговорил с ними – вижу, что люди любят сельский уклад жизни, любят работать на земле, и мы их приняли. Нашли им жилье, отремонтировали его, они переехали и с удовольствием живут.

Потом все больше и больше стало к нам ехать, уже сегодня 17 семей проживают, и в очереди еще очень большое количество, в том числе с Дальнего Востока и других территорий. Но есть у нас одно слабое место – у нас пока нет детского садика, вот последняя семья, которая к нам обратилась, это с Дальнего Востока по переезду. Первый вопрос сразу был: а детский садик есть? Так что работаем в этом направлении.

– Что такое Верносело?

– Это новый тип сельских поселений России, который сочетает в себе городскую инфраструктуру с жизнью на земле в гармонии с природой, потому что, если мы не создадим в селах городскую инфраструктуру определенного уровня, спортивные площадки, культурные, образовательные учреждения, то никогда мы людей в селе не сохраним. Конечно, должны быть рабочие места. Мы и фабрику построили, швеи работают, сейчас строим пекарню, кафе, и другие будут рабочие места создаваться. Естественно, сразу наступила стабилизация. Люди к нам сейчас выстроились в очередь со всей России.

-3

Но у нас не хватает жилья сегодня. Все то, что есть у людей, мы все выкупили. Мы берем, реставрируем, где-то пристраиваем, создаем все условия и отдаем молодым семьям на 10 лет. Через 10 лет это жилье перейдет в их собственность вместе с землей. Вот на таких приоритетах мы и договорились с людьми.

– Почему молодежь уезжает в города и как долго это продолжается?

– Такая тенденция появилась после того, как были ликвидированы колхозы-совхозы. Начался стремительный процесс урбанизации. Конечно, без городской инфраструктуры, без рабочих мест, без хорошей зарплаты мы не удержим население в сельских территориях.

Важно отметить, что сейчас принята программа поддержки для опорных пунктов. Опорных пунктов у нас 2160 в стране, из них 400 – это сельские территории. Но по большей части это районные центры как сервисы, которые обслуживают сельские территории. Это очень хороший большой шаг со стороны Правительства РФ. Но надо восстанавливать классические села, потому что поселок городского типа, районные центры – это тот же город, микрогород, а нам нужно создавать в классических селах инфраструктуру, вот тогда там будет рождаемость. Вот в верноселе сегодня уже коэффициент суммарной рождаемости 2,3, а в Орловской области – 1,1, а в других регионах еще меньше. При дальнейшей реализации той концепции, которую мы наметили, я уверен, что через 2–3 года можно ожидать суммарный коэффициент рождаемости 4.

Многодетные мамы верносела Кривцово-Плота
Многодетные мамы верносела Кривцово-Плота

Поэтому здесь со стороны федерального центра шаг сделан, теперь нужно, чтобы и губернаторы на уровне субъектов определили тоже опорные пункты. Желательно, чтобы это были бывшие центральные усадьбы колхозов и совхозов, ну и, конечно, на уровне муниципалитетов тоже надо это сделать.

Плюс общественники. Были бы инвесторы! Есть хорошие примеры – в Орловской области село Ловчиково в Глазуновском районе, где Юрий Евдокимов, успешный бизнесмен, вкладывает душу, средства, которые он зарабатывает, в свое родное село. Сороченков Алексей Иванович, село Алешенка Брянской области. Мы туда ездили, открывали секцию самбо. Он храм построил, воскресную школу, очень много всего сделал. Есть такие люди, но их мало, а надо, чтобы было больше.

Но самое главное, кто должен это делать, – это, конечно, крупные агропромышленные предприятия. Сегодня у нас сельское хозяйство развивается в отрыве от сельских территорий. Это величайшая ошибка. Агропромышленные крупные предприятия, не должны забывать села, деревни, где проживают люди, которые продали либо отдали им в аренду землю. Вот это самый главный вопрос, для решения которого правительство должно как-то аккуратно порекомендовать сельхозпредприятиям участие.

– А как вы считаете, что нужно для того, чтобы ваш проект масштабировался, чтобы верносела рождались?

– Возрождение сел – это ведь не только заасфальтировать дороги, плиточку выложить. Должно быть комплексное развитие сельской территории. И конечная цель – прирост населения в селе, повышение рождаемости, только тогда село подпадает под критерии верносела.

Верносело, кроме того, что это новый тип сельских поселений, это верность семье, верность стране, верность православию, вопросы многодетности.

– Как вы считаете, почему сейчас такая проблема в больших городах – сложно даже на одного ребенка решиться? Люди годами думают. Почему так происходит?

– Это проблема непростая. Все упирается сегодня в ипотеку. Но и сейчас есть многодетные семьи, нужно всего-навсего, чтобы власти на местах занимались такими семьями. Вот я сейчас в селе в ручном режиме занимаюсь ими. Я со всеми побеседовал, мы знаем, у кого какие причины, почему семьи не могут рожать. Некоторым будем помогать по линии медицины, некоторым материальная поддержка нужна и так далее. Этим вопросом должны заниматься все главы городов, районов, губернаторы. С утра до вечера должна быть конечная цель – демография для нашей страны, для любого руководителя.

– Можно ли сказать, что ваша модель рабочая, и в любом другом регионе можно реализовать то же самое, что сейчас у вас в Орловской области?

– Да, 100%. Самое главное, чтобы село стало развиваться, нужно найти активистов. Я, например, живу в Москве, конечно, помогаю, все подсказываю, но в селе есть территориальное общественное управление (ТОС), созданное в соответствии с федеральным законом. Люди избраны на сходе граждан, самые активные, их семь человек. В ТОСе есть председатель, он же представитель Совета ветеранов. У нас член правления – представитель женсовета работает со всеми семьями и по демографии, и по рождаемости, и по другим вопросам.

Волонтеры села за работой
Волонтеры села за работой

Есть уличкомы, которые отвечают за улицы, чтобы все опиливали, красили, белили и так далее. Они работают больше, чем муниципальная власть – тем более она находится в другом селе. Конечно, они подконтрольны муниципальной власти, являются помощниками. Создан чат, вся информация доводится до населения. Постоянно проводим субботники. Все цветы в парке посажены самими сельчанами, участвовали школьники. Мы создали волонтерское движение в селе. Без создания системы общественного управления ничего не получится. Это первое, что нужно создавать.

Мы планируем создать Ассоциацию верносел и будем туда принимать по конкретным критериям – чтобы не просто там цветы были. Конечная цель – комплексное развитие сельской территории, чтобы в селе рождаемость была, прирост населения, вот тогда населенный пункт будет подходить под верносело.

– Сегодня, учитывая непростую политическую ситуацию, в России снова возродился тренд на все отечественное: народная музыка, отечественные продукты, отдых в России. И многие блогеры, молодежь поддерживают все российское. Вы пробовали заручиться поддержкой лидеров мнений среди молодежи?

– Мы запланировали это сделать и обязательно сделаем, потому что, повторюсь, к нам приезжают в село и молодежные лидеры, и спортсмены. У нас создан свой вокально-инструментальный ансамбль, мы открыли музыкальный класс для детей.

Я выступал на стратегической сессии в Совете Федерации, рассказывал про свой опыт, который сегодня тиражируется на всю страну, поэтому мы работаем в этом направлении.

– А как представители власти оценивают ваш проект? Есть какие-то конкретные действия и предложения с их стороны?

– Однозначно, поддерживают. И губернатор, и Совет Федерации, и Минсельхоз. Мы подали заявку в программу комплексного развития сельских территорий по строительству сельского Дома культуры. Надеемся на победу в этом конкурсе. Но уже победили в конкурсе по благоустройству территории. От Минстроя выиграли 35 млн рублей на следующий год, территория будет еще лучше обустроена.

– С частными инвесторами вы тоже сотрудничаете и открыты к тому, чтобы они приходили?

– Да, инвесторов мы привлекаем, обращаемся, рассказываем, что делаем, что за проект. В основном все нас поддерживают. Сейчас мы с одним инвестором будем разрабатывать проект по Центру единоборств и военно-патриотического спортивного воспитания молодежи.

В центре будут проходить двухнедельные сборы для детей по таким видам спорта, как самбо, дзюдо, спортивная борьба, греко-римская, вольная, а также бокс.

Из Москвы будут приезжать тренеры. Построим общежитие на 40 мест. Инвестор нам помогает, разрабатываем проектно-сметную документацию, потом отдадим ему для применения. Он хочет в регионах, где у него есть активы, строить такие центры.

– Расскажите еще о долгосрочных планах и краткосрочных. На ближайшее время что у вас планируется и на следующий год какие есть задачи?

– У нас все четко распланировано. Мы сейчас работаем по завершению строительства пекарни и кафе. Это очень важно, потому что люди в селе хотят жить, как в городе, им хочется тоже прийти в кафе, пообщаться, попить кофе.

Кафе-пекарня в процессе строительства
Кафе-пекарня в процессе строительства

Дальше у нас по плану ремонт улиц, заканчиваем централизованный водопровод по двум улицам, которого не было в советское время. В следующем году планируем завершить строительство частного центра по присмотру за детьми. Это тот же детский садик, но пока мы будем решать с Министерством просвещения по его строительству, центр будет выполнять функции детсада, чтобы к нам люди ехали, потому что может остановиться процесс притока к нам жителей из других регионов.

Для семей, у которых 5 детей и более, строим новое жилье. Мы в этом направлении работаем с Дом.РФ, они оказали нам большую помощь. Ждем с их стороны поддержки. Наша задача – строительство жилья, ремонт вторичного жилья. Рабочие места у нас есть: фабрика на 25 рабочих мест, где пока трудится всего 8 человек, плюс откроем пекарню, кафе, там надо 10 человек, будем работать по развитию агротуризма, там еще надо 10 человек, то есть рабочих мест у нас очень много.

– А что делать жителям других сел, у которых нет таких руководителей со связями?

– Я рекомендую всем главам районов, в первую очередь, сделать следующее. Есть сельские поселения и отделы администрации. Выделите минимальные средства для того, чтобы создать в селах небольшие бригады, закупите им топоры, пилы – и пусть начинают опиливать села.

Поднимайте людей, поднимайте общественность и потихоньку начинайте возрождать села, деревни, чтобы там через культуру начался процесс остановки оттока, и может быть, дальше уже начнется приток.

Швеи Кривцово-Плоты за работой
Швеи Кривцово-Плоты за работой

И рабочие места создавать надо, привлекать малый бизнес. Конечно, хочу обратиться и к крупным товаропроизводителям – землю выкупили, взяли в аренду, но не забывайте про сельские территории. Понятно, что сегодня можно завести, конечно, рабочих из города, проблем нет, но сельские территории – это нравственность, это генофонд, это обороноспособность нашей страны. Нельзя бросать села, нам надо поддерживать эту территорию обязательно, потому что там, ну, совсем другой человек формируется. Вот что важно.