Необычно. Не самая частая тема в литературе. Тяжеловесно для художественной прозы, слишком художественно для научпопа) Современный производственный роман с вкраплениями всевозможных тенденций среди молодежи? В общем, здесь можно спорить, но книга цепляет.
Сюжет
Керамист Митя Нельсон, возрастом за 40 годиков, все еще не знает, кем хочет стать, когда вырастет) Точнее, что бы такого гениального и выдающегося сделать. Пока он все еще живет с родителями и ваяет тарелки для туристов, а для души - чашки с "изюминкой" в виде тех самых частей тела на дне. Но все это, конечно, мелко, а душа просит подвига.
И Нельсон находит на свою пятую точку приключений. Сначала он потихоньку начинает "облагораживать" Петербург. То плитку в подъезде отреставрирует (оригинальную, метлахскую - ну преступление же заменять ее на керамогранит), то витражи от краски ототрет.
А потом вместе с новой знакомой, вчерашней студенткой, а ныне безработной реставраторшей Лилей, они натыкаются на заброшенный особняк, а в нем - бальный зал. Нельсон загорается безумной идеей отреставрировать его.
Зачем? Это самый интересный вопрос.
Восстановление единственного зала в аварийном особняке, реставрация ради реставрации — самодостаточный арт-жест. Более чем.
Кукиш в вечность, если хотите.
И дальше начинается сплошное концептуальное искусство. Сбор денег. Странные акции, современные тенденции, отвязные ребята и безбашенная команда. Они создают группу и начинают действовать.
Особняк преподносит им еще один сюрприз - картину начала ХХ века, русский авангард. Нельсон вознамеривается ее продать, и здесь начинается какая-то заваруха в стиле 90-х.
Впечатления
Я в начале хотела бросить. Делала перерыв, но вернулась. Есть в Питере, и даже в книгах о нем, что-то такое, что не отпускает.
Что не так? Вот вроде все есть: и характеры вырисовываются, и персонажи колоритные. Сюжет динамичный, а вязнешь в нем как в болоте. В языке что ли дело? И язык с красивостями, а вот все вместе - что-то не то.
Наверное, слишком много деталей. Баснер может увлеченно рассказывать как и что смешивать для грунтовки какой-нибудь стены. Кстати, посмотрела, сама писательница вроде как далека по профессии от этих тем, но с упоением в них ковыряется. А вот мне, закончившей строительный ВУЗ, это было вообще неинтересно)
Или вот подробнейшее описание аттракциона для туристов "Загадочный Петербург" со всякими бутафорскими гробами и картонными локациями. Эдакий популярный нынче квест.
Каждая такая сцена прямо или косвенно дополняет тему - реставрация. Даже болезни героев тоже удивительным образом притянуты туда же и перекликаются с ней.
Город будто сопротивляется вмешательствам. Несколько позже, когда я уже задумалась о романе, мне пришла в голову телесная параллель. Что-то вроде аутоиммунного заболевания: его лечишь, лечишь, снимаешь симптомы, а хворь возвращается.
Так в моем тексте появилась героиня-реставратор, страдающая псориазом
Анна Баснер
Все крутится вокруг главной мысли: реставрация - ее суть и смысл. Нужна ли она? Когда в объекте заменено больше 50% - остается ли он аутентичным?
Я лично считаю, что не реставрировать - значит потерять не только сам предмет, но и его образ, потерять историю. Только реставрировать надо с умом и со смыслом, а не как Нельсон.
Практически все герои для меня отрицательны. Это ж надо, фу такими быть. Каждый на свой лад. Инфантильный полубезумец Нельсон, охваченная странной идеей пожилая реставраторша и слишком правильная, где не надо, - молодая. Обиженная жизнью фотограф-акционистка Кира, не от мира сего Ежи. Ну и еще пяток персонажей, каждый тоже со своими тараканами, со своими целями и практически полным отсутствием морали.
Еще одна большая тема романа -
Акционизм - форма современного искусства, в которой акцент перенесён с самого произведения на процесс его создания.
Здесь опять же - подробнейшее описание эксперимента Марины Абрамович в 70-х (зачем??) Про это все можно было отдельную книгу написать, вся эта тема только перегрузила роман.
Но и это еще не все. Встречайте следующую тему - принятие своего тела (мое тело мое дело)!
Автор уродует героинь как может. Для начала мы знакомимся с Лилей с псориазом. Ну ладно, ок. Нельсон видит в этом даже красоту, художник, он все время что-то видит. Дальше Ежи - не просто зататуированная, сам процесс был тоже своеобразным шоу и вызовом. Но этого мало, потом Ежи еще разок пострадает, чтобы уж совсем. Киру тоже не обошла чаша сия. Хотя у нее по сравнению с предыдущими совсем лайт-вариант - несимметричная грудь. И здесь у меня снова вопрос - зачем это все? Ну, видимо, это тоже такая реставрация - себя.
Выше есть цитата, частично объясняющая - ну с Лилей да, понятно, псориаз - облетающая штукатурка со стен, есть аналогия. Ну а потом-то куда писательницу понесло? Кстати, тема тел раскрыта и еще глубже - там будет и про Ленина, про его "реставрацию".
Баснер слишком подробно и глубоко уходит в косвенно имеющие отношения к главной теме ответвления, и в итоге книга становится тяжелочитаемой.
После этих подробнейших пробуксовывающих описаний повествование вдруг начинает лететь галопом, превращаясь в бандитские разборки, скатывается в какое-то другое время, проваливается в 90-е, что совсем не вяжется с современным бодипозитивом и акционизмом. Конец погружает нас еще глубже - лет на сто назад. И вот только не надо этих аналогий, за уши притянуто и сегодня такое вряд ли возможно. Может, история и склонна к повторению, но не такому 100%-ному. Да и открытый финал надо еще уметь написать. Нельзя просто бросить героев и заявить - а это, дескать, открытый финал. Или, может, это зачин для второй части?))
Поэтому вот и весь ответ на мой же вопрос в начале (что не так) - книга перегружена и неприятно удивляет некоторыми поворотами сюжета. Но тенденции в ней затронуты интересные, и тема неизбитая. Поэтому и впечатление неоднозначное, но здесь есть, что обсудить.
И я купила еще одну книгу Баснер "Круг, петля, спираль")) В бумаге.