- Вернуться нельзя.
- Важно понимать, что если вы были на войне, то это не значит, что теперь вы псих и вам пожизненно надо работать с психологом. Вовсе нет. Нужно всего около 20 встреч, чтобы уложить внутри то, от чего тяжело и горько. Дальше вы справитесь сами, ведь у нас потрясающая психика.
- Не всё лечится временем. Увы. Но есть и другие методы.
Казалось бы, как тут можно ошибится, ведь вы ищите способ вернуться к привычной жизни и не может быть неправильных вариантов. И это как раз первая ошибка.
- Вы хотите жить и чувствовать себя также как до СВО.
Также радоваться солнечным дням и вкусной еде. Также спокойно засыпать по вечерам на мягкой простыни под тихое тиканье часов. Также чувствовать нежное желание заняться сексом с любимой женщиной. Но вместо этого вы просто механически делаете то, что должно быть сделано. Улыбка натянута, еда съедена, секс – просто набор движений, а заснуть в тишине невозможно, но вы мужественно продолжаете всё это выполнять. Ведь раньше было в кайф, значит можно к этому вернуться.
Вернуться нельзя.
Вы изменились. Теперь вы не тот мужчина, который уходил на фронт, вы другой мужчина, который прошел войну. Это опыт, который меняет, оставляет след и тем парнем, что раньше вам уже не стать.
Представьте себе, что женщина выносила и родила ребенка. У нее изменилось тело, режим сна, количество отвественности, приоритеты. И было очень странно, если бы с двухмесячным младенчиком на руках, недосыпом и кормящей грудью, она пошла на всю ночь танцевать в клуб в облегающем платье с ребенком под мышкой.
Пытаясь заставить себя радоваться привычному, вы делаете то же самое.
Вместо этого нужно узнать себя заново и понять, что же этому мужчине с боевым опытом приносит радость и желание жить.
2 . Вы считаете, что если уж были на войне, выжили, то и с её последствиями уверенно справитесь сами, сжав зубы и пытаясь внутри перестать вспоминать и чувствовать то, что было.
Да, есть ребята, которые могут сами уложить этот опыт в голове. Но много и тех, кому нужна помощь. Не потому, что они слабаки или плохо стараются, а потому что в моменты когда происходит что-то страшное, наш мозг выхватывает только отдельные куски события. И на этих обрывках додумывает что-то о себе, делает выводы(обычно неверные) и в итоге его начинает коротить. Каждый раз вспоминая ту ситуацию (а она постоянно приходит в голову) и подобные, вы западаете в одни и те же эмоции — или сжимаете кулаки от злости, или тело начинает потряхивать от страха и ладони становятся холодными и липкими от бессилия, или накрывает жгучим стыдом и тяжелое чувство вины давит на ваши плечи.
Работает это примерно также, как если вы в вашей квартире была бы какая-то беда с проводкой и, например, в прихожей постоянно перегорали лампочки, а временами вы ловили запах жженых проводов. Вряд ли вы бы думали, что это пройдет само. Более того, вы бы понимали, что до пожара рукой подать.
Точно также и вас может бомбануть неадекватными эмоциями и чем это обернется, мы может только догадываться.
Вы, конечно, можете пытаться переосмыслить всё логикой, аргументами, но это не работает. Это правда ошибка мозга и чтобы её убрать надо показать ему новую нейронную дорожку. Каким именно образом подробно рассказала здесь.
Важно понимать, что если вы были на войне, то это не значит, что теперь вы псих и вам пожизненно надо работать с психологом. Вовсе нет. Нужно всего около 20 встреч, чтобы уложить внутри то, от чего тяжело и горько. Дальше вы справитесь сами, ведь у нас потрясающая психика.
3 . Думать, что время всё вылечит и постепенно вы забудете прошлое и будете жить спокойно.
Когда я только начинала работать с бойцами СВО, я была на встрече с ветеранами чеченской войны. Рассказывала как я работаю и почему это помогает. Делилась успешным опытом реабилитации парней. После мероприятия ко мне подошел один из них. Крепкий мужчина лет пятидесяти в хорошей спортивной форме. Он взволнованно дышал и говорил тише, чем до этого:
“Пока ты рассказывала про то как ты работала с тем парнем с ночными подрывами, про его ощущения, мысли, я понял, что я так и не пережил войну. У меня снова колотится сердце, снова полетели те картины перед глазами, я вспотел и сдавило горло.
Время не лечит. Да, стало лучше и легче, но раны как были, так и остались.”
Прошло 25 лет, но как только заходит тема войны, мужчину отбрасывает в те же самые чувства. Мы договорились с ним на работу и за 8 встреч чеченская война стала для него просто печальным воспоминанием. Он может говорить о ней спокойно, без тревожного стука сердца и мокрой от холодного пота рубашки.
Не всё лечится временем. Увы. Но есть и другие методы.
Если вы ветеран боевых действий и есть ощущение, что вам нужна помощь, напишите мне “Хочу на бесплатную консультацию” нажав на синие буквы. Мы созвонимся и обсудим что с вами происходит и действительно ли нужна помощь. Для вернувшихся бойцов СВО у меня специальная цена на работу, потому что я считаю вашу реабилитацию важным делом и могу помочь.