Участки в принадлежавшей городу местности вдоль Семейкинского – нынешнего Московского – шоссе местные власти на рубеже прошлого и позапрошлого веков решили сдавать горожанам в аренду под дачи и сады.
Летняя жизнь на природе как спасение от городской жары и пыли быстро вошла в быт интеллигенции и купечества, а наличие загородного дома стало показателем респектабельности и статуса. Со слов современников, « Летом почти все состоятельные горожане выезжали на дачи. Везли с собой даже рояли, заводили там кур. Вечерами собирались большие компании..., слушали романсы, читали стихи». После 1917-го дачной идиллии пришел конец – большинство купцов и специалистов уехали, брошенные сады и дачи начали зарастать и разрушаться. Некоторое оживление пришлось на годы НЭПа, а в конце 1920-х дачи вдоль Семейкинского шоссе передали семьям офицеров НКВД, предварительно огородив территорию глухим забором.
«Сад НКВД» позже, как известно, трансформировался в парк имени Юрия Гагарина. Противоположную же сторону перекрестка до начала 1930-х занимали остатки садов с редкими частными домиками и огородами. При советской власти строительная "первая ласточка" прилетела в границы нынешних улиц Советской Армии, Тихвинской, Московского шоссе и Учебного переулка в 1934-м году.
Представляла собой мастерскую по производству металлоконструкций, изделия которой шли на строительство Карбюраторного завода, призванного покончить с капиталистической монополией на карбюраторы.
Возводившей стратегическое предприятие «рабсиле», набранной в основном из жителей окрестных сел, нужно было где-то жить. Первый дом для рабочих – каркасно-засыпную двухэтажку по нынешнему адресу Тихвинская, 19 - выстроили рядом с мастерской. За легкость возведения дом получил название «скоростного», причем народная топонимика сразу перекочевала в местную прессу.
Следующий народно-заводской топоним родился в послевоенном 1949-м, когда КАТЭК начал строить для своих работников двухэтажные шлакоблочные 16-квартирные дома по улице Тихвинской, и весь заводской квартал стал именоваться «Шлакоблочным поселком » .
Главное было впереди. Считается, что на послевоенное строительство влияли победная эйфория и всеобщий творческий подъем, выразить которые помогал монументальный, эмоциональный и зрелищный стиль «сталинского ампира» , созвучный как настроениям общества, так и официальной идеологии. Строительная деятельность завода КАТЭК духу времени вполне отвечала.
Начатая в 1953-м году застройка «Шлакоблочного поселка» скрыла давшие кварталу имя неказистые шлакоблочные двухэтажки в глубине квартала. Новый парадный уличный фронт формировался с учетом всех требований эпохи и стиля – ансамблевой композиции, симметрии и иерархии.
Стержнем композиции служил отделенный от улицы двором-курдонером и ажурным ограждением на кирпичных столбиках центральный трехэтажный корпус по адресу ул. Советской Армии, 204. Дом был отмечен высоким треугольным фронтоном с круглой люкарной и четырьмя гранеными эркерами в уровне двух нижних этажей, размещенных в центральной части и ближе к флангам. В третьем этаже арочные оконные проемы с архивольтами чередовались с прямоугольными. Вертикальный ритм приземистому протяженному объему придавали, помимо эркеров, ряды балконов с ажурными ограждениями
Два Г-образных в плане дома - № 202 и 206 - формировали фланги курдонера и «выводили» ансамбль на улицу. Композиционным и связующим акцентом служили угловые граненые «башенки» - эркеры, повторяющие очертания фасадных эркеров дворового корпуса. В каждой грани так же располагалось по окну и по круглой люкарне в верхней части.
Оконный проем угловой грани в уровне третьего этажа выделялся крупным прямым сандриком на фигурных кронштейнах Возвышение башенок выполнялось прямыми аттиками и ограждением с парапетными столбиками над массивным профилированным венчающим карнизом с сухариками
Арочные окна с архивольтами переместились на уличные фасады первого этажа, где по канонам социалистической урбанистики разместились магазины и учреждения бытового обслуживания.
Динамику композиции ансамбля придавала нарастающая от центра этажность. Замыкающие квартал объемы угловых зданий имели высоту уже в четыре, а выходящая на перекресток с Московским шоссе угловая часть дома №200 – в пять этажей.
Первые этажи здесь отделялись карнизными поясами, арочные оконные проемы первого этажа с архивольтами дополнялись имитацией замкового камня в виде листьев аканта и лепными розетками в верхней части. Лепной орнамент покрывал и кронштейны балконных плит .
Доминирующую роль углового пятиэтажного объема подчеркивала квадратная башенка на кровле – помимо декоративной роли имевшая функционал в качестве ВНП – вышкового наблюдательного пункта и служившая частью наземных инженерных сооружений местной системы ПВО.
Возможно, именно «башенка» породила рассказы о том, что изначально дома заселяли сотрудники НКВД. Хотя вполне вероятно, что силовики здесь таки проживали. Грозное ведомство, само ничего не строившее, могло предложить КАТЭКу поделиться возведенными квадратными метрами – и отказаться от сделанного предложения завод, конечно, не смог.
Потомки бывших заводчан встречаются здесь и поныне, хотя в целом состав жильцов изменился. Меняли функционал и постройки – в металлообрабатывающей мастерской обустроили котельную, затем здесь долгие годы работало социальное инфраструктурное учреждение под названием «Медицинский вытрезвитель №4».Пионер жилой застройки «Скоростной дом» не так давно был расселен и снесен. Запланирован снос шлакоблочных двухэтажек, призванный очистить место под грядущую высотную застройку.
Уличный «сталинский» ансамбль, хоть и постаревший и пообносившийся, продолжает впечатлять. Композиция, соразмерность и проработка деталей могут служить образцом «освоения классического архитектурного наследия» в СССР. Статуса памятника ни один из домов в квартале не имеет, хотя ансамбль – бесспорный памятник истории становления завода КАТЭК и всей послевоенной эпохи.
Для более глубокого погружения в эпоху стоит пройти вглубь квартала, где пока еще стоят двухэтажные домики с сарайчиками.