Если вы когда-нибудь гуглили «тот самый» список лучших рождественских книг, то наверняка натыкались на "праздничный" детектив Агаты Кристи. Аннотация заманивает читателя новогодним настроением, интригующим сюжетом и персонажами, за которыми интересно следить. Роман часто покупают в подарок, ведь что может быть лучше атмосферной книги в часы зимнего отдыха? Так-то оно так, но посмотрим, насколько кровавая расправа над немощным дедушкой соответствует вашим ожиданиям от праздника?
О чем книга?
Эркюль Пуаро — вымышленный детектив, созданный Агатой Кристи в 1922 году. «Уничтожение доказательств» — восемнадцатый из тридцати трёх романов о Пуаро. Пуаро — бельгиец (Кристи — англичанка). С тех пор, как его «отправили на пенсию» в семидесятых, было много адаптаций на радио, телевидении и в кино. Книги были выдержаны в традиции Шерлока Холмса, который, в свою очередь, отчасти был смоделирован по образу С. Огюста Дюпена Эдгара Аллана По. Реальная история Пуаро удивительно похожа на историю Шерлока: Кристи устала от Пуаро, как и Конан Дойль от своего героя. Однако Кристи продолжала писать о нём без остановки, потому что этого хотела публика, и когда она наконец «убила» надоевшего ей Пуаро, его некролог напечатали на первой полосе The New York Times. Среди самых известных романов о Пуаро — «Убийство в „Восточном экспрессе“» и «Смерть на Ниле».
Как и многие рождественские книги в сериях, «Уничтожение доказательств» оставляет привычных второстепенных персонажей книг о Пуаро ради «особенного» состава действующих лиц. Пуаро в отпуске, надеясь на спокойный отдых, когда, конечно же, неподалёку происходит убийство. Но мы начинаем не с Пуаро, с которым многие читатели уже знакомы. Мы кратко знакомимся с двумя незнакомцами по дороге в английскую сельскую местность, а затем нас вводят в семью Ли — очень богатую и дисфункциональную. Во главе стоит ужасный человек, а теперь ещё и инвалид, Симеон Ли. Его жена давно умерла, у него было четыре законных сына и одна законная дочь, которая также недавно скончалась. Двое сыновей были в ссоре с отцом двадцать лет (как и дочь), один сохраняет лицо, чтобы получать содержание, а один — преданный старший сын, который теперь управляет имением. Есть только одна внучка. Есть три невестки. И всех их старый Симеон тайно убедил вернуться в семейное поместье на старую добрую семейную рождественскую встречу. (Книга была написана в конце 30-х годов.) Многие из них подозрительно (и справедливо) относятся к этому, но все они оказываются там, чтобы ворошить старые обиды и секреты, ссориться и гадать, кто же из них убил своего странного, сварливого и довольно злого отца в сочельник.
Плюсы и минусы
Меня не перестаёт восхищать, насколько искусна Агата Кристи в построении сюжета: все карты складываются в аккуратную и упорядоченную стопку, именно так, как того хотел бы Пуаро. Конечно, это не реалистично и слишком прилизано для реального расследования, но все-таки мы читаем выдуманные сюжеты не для дотошной сверки с действительностью. Оценим книгу в рамках художественного произведения и только:
- Этот роман можно считать увлекательным психологическим исследованием: все четыре брата обладают уникальными характерами, как и их супруги. Присутствуют и несколько других гостей, например, Пилар — внучка Симеона, наполовину испанка. Также присутствует мужчина, выдающий себя за сына бывшего делового партнёра Симеона из Южной Африки, где и было сколочено состояние семьи Ли.
- Новизна. Кристи выбрала более жестокий способ смерти для этого романа в ответ на вызов её шурина, который считал её убийства слишком «мягкими» из-за обилия отравлений. Для автора это новый вызов, а для читателя - разнообразие. Всё в этой конкретной загадке кажется выведенным на новый уровень, включая мелодраму, когда невестка Симеона, Лидия, цитирует леди Макбет, замечая: «Кто бы мог подумать, что в старике столько крови?». Отсылки, переплетения, ложные маневры - все это делает сюжет захватывающим и нетривиальным.
- Стиль автора. Если вы любите динамичное повествование, лихо закрученную интригу, но хотите видеть не клише, а людей в главных ролях, то романы Агаты Кристи вам подойдут.
- Нет приторной праздничной морали. Герои выдают такие реплики, что хочется налить по пятьдесят еще до боя курантов. «И что он получит в конце концов? То, что всегда получает хороший мальчик в семье. Пинка под зад. Поверьте мне, джентльмены, добродетель не окупается» - говорит старший сын убитого.
Из минусов можно отметить некоторое раздражение, возникающее в силу того, что некоторые подсказки были затемнены стилем письма, а также разницей между русским читателем, британской писательницей и обстановкой, и «прошлым» некоторых персонажей. И, честно говоря, этот сюжет с тех пор был заезжен писателями и сценаристами до дыр. В большом доме (который сам становится персонажем и вместилищем семейной истории) собирается компания сумасшедших, в основном из родственников, и кого-то убивают. Они все вынуждены оставаться на месте, пока нерасторопная полиция и проницательный детектив не выясняют, кто это сделал, следуя по ложным следам и клубку мотивов, основанных на семейных секретах. Это не вина Кристи, но к тому времени, когда мы читаем ее роман, этот формат уже ничем не удивляет. Кроме того…
- Это не по-рождественски. Читатель понимает, что время действия — Рождество, в основном по заголовкам разделов, где указана дата, и ещё по разговору, где полицейский говорит, что надеется на спокойное Рождество. Где же, чёрт возьми, украшения? Снег? Традиции? Рождественская еда? В конце мы видим кладовку в поместье, полную рождественской атрибутики, ещё нетронутой, но я не совсем понимаю, почему её не достали до сочельника, особенно ради романа, читателя (и гостей!). Это совсем не похоже на праздничный роман.
- Персонажей много, за всеми трудно уследить, хотя, думаю, Кристи довольно хорошо справилась с тем, чтобы распутать для нас этих персонажей. Однако…
- Мы не погружаемся во внутренний мир ни одного из персонажей. Мы очень многое видим как сторонние наблюдатели или, может быть, как частный детектив. А хотелось бы искренне посочувствовать одному из героев, чтобы по-настоящему узнать кого-то (или хотя бы одного) из этих людей.
- Есть некоторая шаблонность в описании героев: если испанка, то непременно страстная брюнетка, которая прямо говорит мужчинам, что они ей нравятся (хотя в реальности страна была под железной пятой католической морали), если англичанка, то только скрытная и чопорная (и так далее).
- Убийство противного старика вроде как должно ощущаться как нечто справедливое, неизбежное и чуть ли не правильное, учитывая его специфическое поведение. Почти никто из героев, тех еще мерзавцев, кстати, гордиться особо нечем, не выражает сочувствия по отношению к убитому. Дед плохо вел себя и заслужил уголек вместо подарочка, но всему таки есть предел. Не очень праздничный выходит вечер. Да, старик - не отец года, но именно его пробивные качества обеспечили семье высокое положение и безбедное существование, а его отпрыски еще чем-то недовольны. Складывается ощущение, что никто не видит, насколько обязан старику Ли: если не содержанием, то хотя бы образованием и, да, своим существованием в том числе. Но автор как будто весело присоединяется к этому хору осуждения и не показывает других сторон этого сложного персонажа.
Я бы не сказала, что не стоит её читать, особенно если вы любите детективы и ищете рождественское чтение. Чего вы здесь не найдёте, так это приторной рождественской истории с моралью в стиле Диккенса, милыми детьми или эльфами. Вместо этого вы увидите довольно крепкую и базовую классику детектива 1930-х годов от мастера жанра, использующего одного из гигантов этого жанра. Это не будет ощущаться особенно по-рождественски, но вы будете в лучших традициях гадать, кто убийца, как эти люди связаны, кто что скрывает и почему, выискивая улики с первой страницы, потому что вы, читатель, и есть детектив.
Смысл книги
Конечно, можно сказать, что в детективе нет иного смысла, кроме поиска убийцы и проверки наблюдательности читателя, но эта книга несколько глубже, чем другие. Это виртуозное исследование семейной дисфункции, наследия жестокости и разрушительной силы секретов. Кристи использует загадку комнаты, запертой изнутри, не просто как головоломку, но и как метафору эмоциональных тюрем, в которых томятся её персонажи. Роман ставит под сомнение саму идею наследования — не только богатства, но и травмы, гордыни и обиды. Жестокость Симеона Ли эхом отдаётся через поколения, формируя жизни его детей и в конечном счёте приводя к его собственному насильственному концу. Присутствие самозванцев и скрытых наследников подчёркивает зыбкость идентичности и опасность отрицания правды.
Психологический подход Пуаро — его настойчивое стремление понять характер и мотив — предлагает модель эмпатии и проницательности, намекая на то, что подлинное правосудие требует большего, чем простое решение головоломки. В конечном счёте роман представляет собой и захватывающую детективную историю, и размышление о том, как прошлое преследует настоящее, и о том, что прощение и самопознание — единственные пути к исцелению.
А как вы оцениваете роман? Делитесь впечатлениями в комментариях и, конечно, подписывайтесь, чтобы чаще думать о том, что читаете)