Не изуродованный кровосмесительными союзами, что позже печально прославят его род, Максимилиан был хорош собой, отлично сложен и силен как лев. Лихой турнирный боец, галантный кавалер, сын императора Священной Римской империи Фридриха III считался завидным женихом; легкое заикание и чуть выпяченная нижняя губа не лишали его шарма. Он много и не всегда успешно воевал, но сумел прихватить для Габсбургов обширные земли. Как? Просто. Макс и его дети-внуки удачно выбирали жен.
Привычка жениться
В 1473 году 15-летнему Максимилиану нашли невесту - 17-летнюю Марию, единственную дочь герцога Бургундии Карла Смелого. Она заочно влюбляла в себя всякого, поскольку звалась Богатая и таковою была (наследница Бургундии, Брабанта, Люксембурга, Голландии, Зеландии и т.д.). Глядя на Марию, заодно с Габсбургами облизывался король Франции Людовик XI; он желал выдать ее за сына, будущего Карла VIII. Но Фридрих подсуетился, обещав отцу Марии титул короля, и выбор Смелого пал на Макса.
4 года бургунд кормился обещаниями немца; хотел было развернуться к французам, но тут его убили в бою. Сиротка Мария не горела желанием выйти за хилого недоросля Карла и затеяла переговоры с Фридрихом III; тот радостно отдал ей своего неотразимого Макса, несмотря на проклятья из Франции (все ж Людовик XI считался сюзереном герцогини Марии).
Максимилиан Габсбург и Мария Бургундская полюбили друг друга. По словам хронистов, богатства Марии тут ни при чем; Габсбург-младший слыл чувствительной натурой, он писал о невесте: «Это самая красивая женщина, какую я когда-либо видел». Идиллия длилась 4 года. В 1482-м Мария убилась, упав с лошади; ей было всего 25. Безутешный Макс остался вдовцом с двумя детьми. Повоевав с Францией, он обогатил себя Нидерландами, но часть земель Марии все ж оттяпал Людовик XI, которого не зря прозвали Пауком.
Горе горем, а нынче на кону – Бретань. Ею правит 14-летняя герцогиня Анна, красавица, умница и такая же богачка, как покойная Мария. Макс тут как тут. Анна Бретонская не прочь выйти за 30-летнего Габсбурга, и тот в 1490-м женится на ней по доверенности. Все обломал Максу сынок Паука, подросший Карл VIII: он вторгся в Бретань и чуть ли не силой взял Анну в жены. Брак по доверенности не совсем настоящий, рассудил Карл - и Максу пришлось утереться, поскольку Франция на тот момент была сильнее.
Чем бы еще поживиться? – спросил себя Максимилиан, к 1493-му году уже немецкий император. Вот Италия, очень аппетитный кус. У Габсбурга все та же тактика: он просит руки Бьянки Марии Сфорца, дочки герцога Миланского, и разумеется получает согласие. Увы, после свадьбы снова вышла осечка - Милан в итоге уплыл из рук. Бьянка Максу ни капли не нравилась, их вялый бездетный брак тянулся 16 лет, до смерти жены.
Правьте, Габсбурги!
К началу 16 века Максимилиану было чем гордиться: собрал Австрию, прежде раздерганную на части, пристегнул Штирию, Каринтию, Тироль; под ним Нидерланды – и у него большие планы на Испанию и Венгрию.
Тут дети-внуки подсобили. В 1496-м сын Максимилиана, герцог Бургундии Филипп Красивый, взял в жены испанскую инфанту Хуану, дочь Изабеллы и Фердинанда; так вышло, что со смертью Изабеллы Филипп Габсбург стал королем Кастилии и Леона. Через пару лет он умер, но ему наследовал сын Карл (будущий император Карл V), который позже получил всю Испанию.
В 1515-м Максимилиан задумал многоходовку. Выдал внучку за Лайоша II, наследника корон Венгрии и Чехии, а внука женил на сестре Лайоша – чтоб наверняка. Через 10 лет Лайош сложит голову в битве с турками при Мохаче, и Венгрия с Чехией отойдут Габсбургам.
Забавно, но до мозга костей практичный и смелый политик, Макс в частной жизни слыл редким скромником. Когда другие монархи без стыда справляли нужду на виду челяди, этот Габсбург ходил по деликатным делам только в одиночку. Он никогда не раздевался перед врачами и, по словам М. Монтеня, завещал после своей смерти омывать тело, непременно облачив его в подштанники; причем надевавшему их следовало завязать глаза.
Стыдливый Макс успел увидеть часть плодов своего труда и в 1519-м умер наверняка собою довольным. Позже его политику сведут к знаменитой фразе, которая, скажи он ее лично, могла стать наказом Максимилиана потомкам:
«Пусть сильные развязывают войны. А ты, удачливая Австрия, женись!»
К концу 16 века империя Габсбургов располагала половиной Европы - либо в прямом владении, либо под прямым имперским влиянием. Внук Максимилиана Карл V, немецкий император, владел десятком корон в разных частях света и был одним из сильнейших монархов мира. А во времена, когда юный Макс краснел перед своей невестой Марией Бургундской, кто их брал в расчет, этих Габсбургов?
Автор – Марина Туманова
Спасибо вам за внимание к каналу, за лайки, комментарии, подписки
Еще по теме: