Найти в Дзене
ОБЩАЯ ПОБЕДА

«В нашем небе — наши правила!»: как Амет-Хан Султан поставил точку в карьере фашистских асов

31 мая 1942 года. Небо над Ярославлем, прикрытым системой ПВО, казалось спокойным. Но это спокойствие было обманчивым. На высоте более семи километров в него врезался стальной разведчик — новейший немецкий «Юнкерс-88». Его экипаж, ветераны налётов на Лондон и Роттердам, чувствовал себя в безопасности. Они считали, что знают все правила воздушной войны. Но они не знали главного: в советском небе действуют советские правила. И диктует их такой человек, как лейтенант Амет-Хан Султан. Заметив врага, Амет-Хан на своём «Харрикейне» устремился в атаку. Немецкий пилот, чувствуя опыт, виртуозно маневрировал, уклоняясь от прицельных очередей. Это был поединок мастеров. В конце концов, наш лётчик зашёл с хвоста и длинной очередью уничтожил верхнюю огневую точку «юнкерса». Ещё один удачный разворот — и враг пойман в прицел. Палец на гашетке… но выстрелов не последовало. Боезапас кончился. На борту немецкого самолёта мгновенно поняли, что опасность миновала. Разведчик перестал маневрировать и на по
Оглавление

31 мая 1942 года. Небо над Ярославлем, прикрытым системой ПВО, казалось спокойным. Но это спокойствие было обманчивым. На высоте более семи километров в него врезался стальной разведчик — новейший немецкий «Юнкерс-88».

Источник: vk.com
Источник: vk.com

Его экипаж, ветераны налётов на Лондон и Роттердам, чувствовал себя в безопасности. Они считали, что знают все правила воздушной войны. Но они не знали главного: в советском небе действуют советские правила. И диктует их такой человек, как лейтенант Амет-Хан Султан.

Дуэль на высоте: когда кончились патроны

Заметив врага, Амет-Хан на своём «Харрикейне» устремился в атаку. Немецкий пилот, чувствуя опыт, виртуозно маневрировал, уклоняясь от прицельных очередей. Это был поединок мастеров. В конце концов, наш лётчик зашёл с хвоста и длинной очередью уничтожил верхнюю огневую точку «юнкерса». Ещё один удачный разворот — и враг пойман в прицел. Палец на гашетке… но выстрелов не последовало. Боезапас кончился.

На борту немецкого самолёта мгновенно поняли, что опасность миновала. Разведчик перестал маневрировать и на полной скорости устремился к линии фронта, унося в штабы ценные фотоснимки.

Секунды на решение: честь или расчёт?

В эти мгновения перед Амет-Ханом, сыном крымских гор, встал выбор. Он видел внизу Волгу, мирный город. Он представил глаза своих боевых друзей на аэродроме. Вопрос «Как же ты упустил врага?» висел в воздухе громче любого приказа.

И решение пришло. Оно было единственно возможным для его сердца. «Таранить!»

Он не бросился в лобовую атаку сгоряча. Его действия были расчётливы и хладнокровны. Догнав «Юнкерс», он пошёл на сближение. Немецкий стрелок, видя это безумие, открыл отчаянный огонь. Но истребитель с красными звёздами был неудержим. Пилот «Юнкерса» в последний момент попытался увернуться. Амет-Хан пронёсся мимо, а затем, совершив резкий манёвр, нанёс удар правым крылом, как клинком, рассекая хвостовое оперение бомбардировщика.

В небе раздался оглушительный скрежет рвущегося металла. «Юнкерс», оставляя чёрный шлейф, рухнул на землю. Амет-Хан успел выпрыгнуть с парашютом из потерявшего управление истребителя.

Народный герой в деревне Дымокурцы

Источник: aftershock.news
Источник: aftershock.news

Спустившись с небес прямо на огороды, смуглый черноглазый лётчик поначалу озадачил жителей деревни Дымокурцы. Пока он не показал на своей гимнастёрке орден Красной Звезды — лучшую грамоту в тот момент.

И тут же его окружили заботой. Местные мальчишки, уже нашедшие обломки «фрица», с восторгом докладывали подробности. Старики с уважением расспрашивали про бой. Женщины, ахая над его раной (он рассек лоб о приборную доску при ударе), перевязали голову чистым холстом и накормили всем, что было в доме: квашеной капустой, картошкой, грибами. Хозяин даже достал заветную бутыль, припасённую «для праздника Победы».

— Для милого дружка — и серёжку из ушка! — сказал старик.

Лётчика уложили на огромную перину, и вся деревня затихла, оберегая сон своего защитника.

«Не по правилам…» — «У нас свои правила!»

На следующий день за ним приехал полковой комиссар. Он сообщил, что экипаж «Юнкерса», элитные разведчики, летавшие над всей Европой, был выловлен из Волги «как мокрые куры». И передал их возмущённые слова: «Он действовал не по правилам!»

Услышав это, Амет-Хан Султан лишь хитро сощурился и дал ответ, который стал легендой:

Ишь ты, какие! В нашем небе — наши правила!

Этот таран не просто сбил вражеский самолёт. Он поднял боевой дух целой части ПВО. Он показал, что есть мужество выше любого устава. Амет-Хан Султан прошёл всю войну, стал дважды Героем Советского Союза, асом с 49 личными победами. Но свой первый, ярославский таран, совершённый, когда кончились патроны, навсегда остался символом его несгибаемой воли и готовности отдать всё за родное небо.

Товарищи! Канал ОБЩАЯ ПОБЕДА живёт для сохранения памяти о наших героях, для тех, кто по-настоящему ценит подвиги наших предков. Мы продолжаем искать героев, рассказывать о них и сохранять память для будущих поколений.

Огромная благодарность всем, кто с нами! Каждый ваш лайк и комментарий - это путь к ещё большему показу таких важных исторических статей! Это возможность донести славу наших Победителей и гордость за них - каждому! Сегодня это особенно необходимо! Спасибо всем патриотам, кто уже с нами! Вместе мы делаем великое дело!