Найти в Дзене
Зин Зивер

«Дракон»: сложная сценическая судьба пьесы мудрого Евгения Шварца

Евгений Львович Шварц оставил нам множество драматических сказок, которые воплотились в ярких театральных постановках, успешных кинофильмах, радиоспектаклях. Сборники его пьес переиздаются и перечитываются, режиссёры снова и снова обращаются к его драматургическому материалу. Но есть в наследии Шварца пьесы, которые окутаны флёром театральных суеверий. Хотя драматург в своём творчестве был невероятно сценографичен, некоторые его произведения по пути к зрителю преодолевают сложности, неожиданные препятствия, а результат не оправдывает ожиданий. Одна из таких пьес, бросающих вызов режиссёрам – «Дракон». Она была написана в годы Великой Отечественной, когда Евгений Львович Шварц был в эвакуации. Сам автор назвал своё творение сказкой. Он считал, что создал яркую жизнеутверждающую историю о том, как Добро побеждает Зло. И хотя Зло опасно, живуче и многолико, а Добро подвержено слабостям и сомнениям, финал непременно будет счастливым. Как только театр Комедии вернулся в Ленинград, Николай А
Оглавление

Евгений Львович Шварц оставил нам множество драматических сказок, которые воплотились в ярких театральных постановках, успешных кинофильмах, радиоспектаклях. Сборники его пьес переиздаются и перечитываются, режиссёры снова и снова обращаются к его драматургическому материалу.

Но есть в наследии Шварца пьесы, которые окутаны флёром театральных суеверий. Хотя драматург в своём творчестве был невероятно сценографичен, некоторые его произведения по пути к зрителю преодолевают сложности, неожиданные препятствия, а результат не оправдывает ожиданий.

Одна из таких пьес, бросающих вызов режиссёрам – «Дракон».

Она была написана в годы Великой Отечественной, когда Евгений Львович Шварц был в эвакуации. Сам автор назвал своё творение сказкой. Он считал, что создал яркую жизнеутверждающую историю о том, как Добро побеждает Зло. И хотя Зло опасно, живуче и многолико, а Добро подвержено слабостям и сомнениям, финал непременно будет счастливым.

«Дракон» Евгения Шварца: первая попытка поставить на сцене

Как только театр Комедии вернулся в Ленинград, Николай Акимов сразу же принялся за постановку новой сказки. Режиссёр был уверен, что история победы благородного рыцаря над могучим Драконом – именно то, что нужно зрителям, пережившим тяжелейшую блокаду.

К премьере готовились заранее – были выпущены яркие афиши, а на генеральную репетицию пригласили представителей прессы, чтобы сделать фотографии.

-2

Эти афиши и фотографии – всё, что осталось от первой постановки «Дракона». Премьера не состоялась – после генеральной репетиции спектакль оказался под запретом.

Николай Акимов увидел в пьесе не просто сказку, но антифaшucтский памфлет. Однако на генеральной репетиции присутствовало неизвестное лицо, обладающее властью. Влиятельная персона сочла «Дракона» нежелательным. Последовал запрет: не только на спектакль Акимова, но на саму пьесу. Причины этого запрета так и не были озвучены.

Премьера не состоялась, а пьеса ушла «в стол». Шварц не стал редактировать текст, не пытался спасти произведение. И оказался прав – пьеса увидела свет и нашла своих читателей и зрителей через много лет. Но автор этого уже не увидел.

Е.Л. Шварц «Дракон»: сценическая судьба

Следующую попытку поставить «Дракона» на сцене предпринял Марк Захаров в Студенческом театре МГУ в 1962 году. Евгения Львовича Шварца уже не было в живых.

К постановке приступали с осторожностью. Началу работы предшествовали долгие споры, в которых участвовали Олег Ефремов и драматург Афанасий Салынский. В конце концов, партком МГУ разрешил «Дракона» к постановке. Но спектакль просуществовал недолго. После знаменитой выставки художников-авангардистов в Манеже отношение к культуре изменилось, ужесточилась цензура, и постановка оказалась под запретом.

Сценическая жизнь «Дракона» возобновилась в 1967 году во Франции. Со временем пьесу начали ставить на советской сцене.

Евгений Шварц «Дракон»: на экране

А Марк Захаров воплотил своё режиссёрское видение в 1988 году, когда снял фильм. Но эту постановку редко причисляют к удачам великого мастера - Захаров изменил не только название.

-3

Режиссёр не стал следовать пьесе, он уступил требованиям перестроечной конъюнктуры – и провёл параллели, от которых пришли в восторг зарубежные партнёры, ссудившие деньги на фильм.

-4

В 2013 году пьесу Шварца впервые поставили на британской сцене. Режиссёр Даниэль Голдман постарался сохранить оригинальные диалоги, но кое-какие вольности допустил. Например, отец Эльзы оказался мужчиной в женском платье. А Бургомистром – переодетая в мужчину женщина. Ланселот же стал похож на героя комиксов в трико и плаще. Но даже такая актуальная трактовка не принесла спектаклю успеха.

Уже много лет режиссёры охотно берутся за постановку «Дракона» - но чаще всего терпят поражение.

Мудрый Шварц загадал загадку, которая до сих пор не разгадана