Пьеса Евгения Львовича Шварца «Дракон», совершенная по форме и цельная по содержанию, представляет собой неожиданно сложную задачу для постановщиков и загадку для литературоведов. Она объединяет в себе признаки разных литературных жанров, виртуозный синтез различных форм, сплавленных воедино гением драматурга.
Евгений Шварц "Дракон": волшебная сказка
На первый взгляд, «Дракон» представляет собой традиционный сказочный сюжет. Е.М. Мелетинский называл подобные сюжеты сказками змееборческого типа. Дракон у Шварца имеет три головы, а это – традиционная принадлежность русских сказок и былин.
Традиционные герои такой сказки: герой, антагонист, девушка и её отец, помощник, даритель, отправитель и ложный герой. Все эти сказочные персонажи в «Драконе» легко обнаруживаются. Герой пьесы – Ланцелот, его антагонист – Дракон, девушка и её отец – Эльза и архивариус Шарлемань, в роли помощника выступает Кот, дарители – ткачи, кузнец, шапочных и музыкальных дел мастера, которые снабжают Ланцелота волшебными предметами. Присутствует и ложный герой – Бургомистр, захвативший власть после гибели Дракона. Но нет отправителя: никто не посылает Ланцелота на битву с драконом. Он сам приходит на помощь тем, кто в нём нуждается.
Мы вмешиваемся в чужие дела. Мы помогаем тем, кому необходимо помочь. И уничтожаем тех, кого необходимо уничтожить.
Дракон у Шварца – не представитель неведомого зла. Он живёт рядом с людьми, и люди не воспринимают его как тёмную силу. Они привыкли и даже находят положительные моменты в таком соседстве. Жители города не желают никаких битв за торжество добра.
Победивший Дракона Ланцелот не становится героем. Он исчезает, а его место занимает ложный герой. Победа добра над злом оборачивается новым витком зла, а змей оказывается не самым страшным злодеем в этой истории. Волшебный мир «Дракона» нарушает законы волшебства, как будто за время владычества змей отравил самую суть сказочной действительности.
Пьеса "Дракон" Евгения Шварца как рыцарский роман
Имя главного героя – Ланцелот – взято из романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Более того, в тексте пьесы сказано, что этот Ланцелот – родственник того самого. Автор погружает в героев в средневековую действительность, когда географические познания ограничивались ближайшим соседством, а драконы охотно похищали прекрасных дев. Тем более что дело происходит в типичном для европейского Средневековья Городе-государстве с собственными законами, строгой иерархией и запутанными бюрократическими отношениями. Есть странствующий рыцарь и Прекрасная Дама.
Но Ланцелот выходит на битву с Драконом не столько во славу дамы или рыцарской чести, сколько из сострадания к горестям всех людей. Он – истинный рыцарь без страха и упрёка, который не ждёт благодарности:
Три раза я был ранен смертельно, и как раз теми, кого насильно спасал
Но по законам рыцарского романа живёт только главный герой. Все остальные герои пьесы воспринимают такую условность иронически. Генрих называет Ланцелота «профессиональным героем», а Дракона – «профессиональным злодеем». Даже Эльза, соответствующая образу Прекрасной Дамы, заражена общим отношением – она берёт нож для убийства Ланцелота, хотя хорошее начало в ней побеждает.
Подвиг рыцаря должен увенчаться победой, а наградой стать любовь Прекрасной Дамы. Но подвиг Ланцелота не был оценён горожанами. Город не принял рыцарства, а сам подвиг утонул в бюрократии.
Евгений Шварц и его "Дракон": смелая антиутопия
Главный признак антиутопии: разделение всего мира на два: идеальный и остальной. Идеальным свой мир считают сами герои антиутопии. Этот мир противопоставлен всему остальному пространству и заявляется как наилучший для жизни.
Жители города искренне считают, что их жизнь под властью Дракона вполне благополучна:
Пока он здесь – ни один другой дракон не осмелится нас тронуть
Основной структурный стержень антиутопии: псевдокарнавал. Это противоположность карнавалу истинному, в основе которого лежит веселье. Псевдокарнавал порождается страхом.
Мир «Дракона» наполнен церемониалами. Торжественная скорбь по поводу свадьбы Эльзы строго регламентирована, бой Ланцелота превращается в массовую церемонию, свадьба в третьем действии также подробно расписана.
Основной конфликт антиутопии – противопоставление человека и псевдо-идеальной системы. В этом конфликте личность проигрывает. Ланцелот победил Дракона, но проиграл системе. Власть в городе стала сильнее. Но и Ланцелот по возвращении утратил черты идеального рыцаря и готов прибегнуть к жёстким мерам. Кто выиграл в этом противостоянии – неизвестно.
Сложная жанровая природа пьесы «Дракон» оставляет открытым вопрос: почему мудрый автор назвал своё творение сказкой? Ответ можно найти у самого Шварца, в другой знаменитой пьесе:
Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь
Сложная жанровая природа пьесы Евгения Шварца открывает широкие возможности для постановщиков, позволяет режиссёрам сказать что-то своё.