Найти в Дзене
Зин Зивер

«Дракон», загадочная пьеса Евгения Шварца: сказка, рыцарский роман или антиутопия

Пьеса Евгения Львовича Шварца «Дракон», совершенная по форме и цельная по содержанию, представляет собой неожиданно сложную задачу для постановщиков и загадку для литературоведов. Она объединяет в себе признаки разных литературных жанров, виртуозный синтез различных форм, сплавленных воедино гением драматурга. На первый взгляд, «Дракон» представляет собой традиционный сказочный сюжет. Е.М. Мелетинский называл подобные сюжеты сказками змееборческого типа. Дракон у Шварца имеет три головы, а это – традиционная принадлежность русских сказок и былин. Традиционные герои такой сказки: герой, антагонист, девушка и её отец, помощник, даритель, отправитель и ложный герой. Все эти сказочные персонажи в «Драконе» легко обнаруживаются. Герой пьесы – Ланцелот, его антагонист – Дракон, девушка и её отец – Эльза и архивариус Шарлемань, в роли помощника выступает Кот, дарители – ткачи, кузнец, шапочных и музыкальных дел мастера, которые снабжают Ланцелота волшебными предметами. Присутствует и ложный г
Оглавление

Пьеса Евгения Львовича Шварца «Дракон», совершенная по форме и цельная по содержанию, представляет собой неожиданно сложную задачу для постановщиков и загадку для литературоведов. Она объединяет в себе признаки разных литературных жанров, виртуозный синтез различных форм, сплавленных воедино гением драматурга.

Евгений Шварц "Дракон": волшебная сказка

На первый взгляд, «Дракон» представляет собой традиционный сказочный сюжет. Е.М. Мелетинский называл подобные сюжеты сказками змееборческого типа. Дракон у Шварца имеет три головы, а это – традиционная принадлежность русских сказок и былин.

-2

Традиционные герои такой сказки: герой, антагонист, девушка и её отец, помощник, даритель, отправитель и ложный герой. Все эти сказочные персонажи в «Драконе» легко обнаруживаются. Герой пьесы – Ланцелот, его антагонист – Дракон, девушка и её отец – Эльза и архивариус Шарлемань, в роли помощника выступает Кот, дарители – ткачи, кузнец, шапочных и музыкальных дел мастера, которые снабжают Ланцелота волшебными предметами. Присутствует и ложный герой – Бургомистр, захвативший власть после гибели Дракона. Но нет отправителя: никто не посылает Ланцелота на битву с драконом. Он сам приходит на помощь тем, кто в нём нуждается.

Мы вмешиваемся в чужие дела. Мы помогаем тем, кому необходимо помочь. И уничтожаем тех, кого необходимо уничтожить.

Дракон у Шварца – не представитель неведомого зла. Он живёт рядом с людьми, и люди не воспринимают его как тёмную силу. Они привыкли и даже находят положительные моменты в таком соседстве. Жители города не желают никаких битв за торжество добра.

Победивший Дракона Ланцелот не становится героем. Он исчезает, а его место занимает ложный герой. Победа добра над злом оборачивается новым витком зла, а змей оказывается не самым страшным злодеем в этой истории. Волшебный мир «Дракона» нарушает законы волшебства, как будто за время владычества змей отравил самую суть сказочной действительности.

Пьеса "Дракон" Евгения Шварца как рыцарский роман

Имя главного героя – Ланцелот – взято из романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Более того, в тексте пьесы сказано, что этот Ланцелот – родственник того самого. Автор погружает в героев в средневековую действительность, когда географические познания ограничивались ближайшим соседством, а драконы охотно похищали прекрасных дев. Тем более что дело происходит в типичном для европейского Средневековья Городе-государстве с собственными законами, строгой иерархией и запутанными бюрократическими отношениями. Есть странствующий рыцарь и Прекрасная Дама.

-3

Но Ланцелот выходит на битву с Драконом не столько во славу дамы или рыцарской чести, сколько из сострадания к горестям всех людей. Он – истинный рыцарь без страха и упрёка, который не ждёт благодарности:

Три раза я был ранен смертельно, и как раз теми, кого насильно спасал

Но по законам рыцарского романа живёт только главный герой. Все остальные герои пьесы воспринимают такую условность иронически. Генрих называет Ланцелота «профессиональным героем», а Дракона – «профессиональным злодеем». Даже Эльза, соответствующая образу Прекрасной Дамы, заражена общим отношением – она берёт нож для убийства Ланцелота, хотя хорошее начало в ней побеждает.

Подвиг рыцаря должен увенчаться победой, а наградой стать любовь Прекрасной Дамы. Но подвиг Ланцелота не был оценён горожанами. Город не принял рыцарства, а сам подвиг утонул в бюрократии.

Евгений Шварц и его "Дракон": смелая антиутопия

Главный признак антиутопии: разделение всего мира на два: идеальный и остальной. Идеальным свой мир считают сами герои антиутопии. Этот мир противопоставлен всему остальному пространству и заявляется как наилучший для жизни.

Жители города искренне считают, что их жизнь под властью Дракона вполне благополучна:

Пока он здесь – ни один другой дракон не осмелится нас тронуть

Основной структурный стержень антиутопии: псевдокарнавал. Это противоположность карнавалу истинному, в основе которого лежит веселье. Псевдокарнавал порождается страхом.

-4

Мир «Дракона» наполнен церемониалами. Торжественная скорбь по поводу свадьбы Эльзы строго регламентирована, бой Ланцелота превращается в массовую церемонию, свадьба в третьем действии также подробно расписана.

Основной конфликт антиутопии – противопоставление человека и псевдо-идеальной системы. В этом конфликте личность проигрывает. Ланцелот победил Дракона, но проиграл системе. Власть в городе стала сильнее. Но и Ланцелот по возвращении утратил черты идеального рыцаря и готов прибегнуть к жёстким мерам. Кто выиграл в этом противостоянии – неизвестно.

Сложная жанровая природа пьесы «Дракон» оставляет открытым вопрос: почему мудрый автор назвал своё творение сказкой? Ответ можно найти у самого Шварца, в другой знаменитой пьесе:

Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь

Сложная жанровая природа пьесы Евгения Шварца открывает широкие возможности для постановщиков, позволяет режиссёрам сказать что-то своё.

Тем удивительнее, что у «Дракона» оказалась непростая сценическая судьба.