Легенда театра кукол Людмила Крупницкая отмечает 85-летие!
Людмила Ивановна Крупницкая пришла в Новосибирский областной театр кукол в 1960 году и за сорок пять лет своей творческой деятельности сыграла десятки ролей — женских и мужских, характерных и неповторимых. И стала первой за Уралом заслуженной артисткой РСФСР среди актёров театра кукол, а было это в 1982 году.
Родилась будущая артистка 29 декабря 1940 года в селе Северном Новосибирской области. Её путь к сцене начался ещё в детстве, когда в детском саду решили поставить «Двенадцать месяцев» по мотивам сказки Самуила Маршака. Люся играла падчерицу, текст выучила, но воспитательница на всякий случай подсказывала, чем вызвала слезы у начинающей актрисы. Однако зерно будущей профессии уже начало прорастать, девочка поняла: выступать на сцене — это очень увлекательно и интересно.
И в школе Люся Крупницкая участвовала в самодеятельности. Играла в постановках «Ревизора» Гоголя, «Годах странствий» Арбузова и других. В спектакле «Богдан Хмельницкий» играла панну Зосю, которая пыталась отравить главного героя, подсыпав ему в кубок яд. Как-то после спектакля мальчишка из соседнего села заскочил на сцену и выпил грязную воду, которая имитировала отравленный напиток, и объяснился юной актрисе в любви… Школьный театр из Северного даже приезжал в Новосибирск — участвовал в областном фестивале молодёжи и студентов на сцене ДК им. Дзержинского, и до сих пор в домашнем архиве Людмилы Крупницкой хранится диплом лауреата фестиваля второй степени.
«Ещё мы с подругой очень любили смотреть трофейные фильмы, которые шли в районном Доме культуры: «Тарзан», «Ромео и Джульетта», индийские фильмы, в том числе знаменитый «Бродяга». Естественно, и наше отечественное кино мы обожали. Потом разыгрывали сцены из любимых картин, даже убегали в лес и прыгали там по деревьям, чтобы быть похожими на Тарзана. Там я и травмировала колено», — пишет в своих воспоминаниях Людмила Ивановна.
Окончив школу, она отправилась в Новосибирск, решила освоить какую-нибудь «обычную» специальность и участвовать в самодеятельности. Пошла ученицей на швейную фабрику «Соревнование», затем устроилась на электровакуумный завод, занималась в театральной студии при студии телевидения. И однажды пришла в областной театр кукол, который набирал учеников.
«Помню уютный маленький зал, спектакль «Сэмбо» — о приключениях детёныша антилопы. Я была в шоке: все обитатели джунглей — с человеческими характерами! Куклы живые! Я тогда не поняла, как именно они оживают, как актёры заставляют их двигаться, дышать, чувствовать, мыслить… Это было волшебство! После спектакля зашла за кулисы… Режиссёр Геннадий Александрович Кудрявцев попросил меня что-нибудь прочесть. Я вспомнила часть монолога Липочки из пьесы Островского «Свои люди — сочтёмся», стихотворение Блока «Незнакомка». Так я оказалась в Новосибирском областном театре кукол — ученицей, и ушла с электровакуумного завода», — вспоминает Людмила Крупницкая.
Первой её ролью в театре кукол стала Машенька в спектакле «Волшебник Ох». Рядом были мастера сцены, которые помогали открыть тайну специфики «странного» жанра. А год спустя театр отправился на фестиваль в Омск, везли два спектакля: для маленьких детей — «Цветик-семицветик», где у Людмилы было четыре роли, и для старших школьников и взрослых — «О чём рассказали волшебники», там у неё были две роли — певичка и слуга. «Успех невероятный! А я всё думала, какие же на самом деле есть потрясающие возможности у театра кукол! И сама каждый раз не переставала удивляться, открывая всё новые и новые его грани».
В 1964 году в Новосибирском театральном училище открыли отделение театра кукол, и Людмила Крупницкая стала учиться, совмещая работу с учёбой, и так четыре года. Занятия по кукольному мастерству проходили в родном театре, а вёл их главный режиссёр театра Геннадий Кудрявцев, заслуженный деятель искусств РСФСР. Ещё одной большой страницей в овладении делом жизни и волшебством театра кукол стала стажировка у главного кукольника страны — Сергея Владимировича Образцова.
«Актёр нашего жанра должен уметь одновременно хорошо управлять и куклой, и собой, своим телом. Если хотя бы одно из этих звеньев провисает, ты не достигнешь нужной психологической раскованности. И, как следствие, не сможешь вселить в куклу душу, вселить жизнь, — признается Людмила Ивановна. — С тех пор столько было сыграно ролей. Много было отрицательных, но такие образы создавать — более тонкая и интересная работа, у каждого подобного героя свои хитрости, свой сложный характер, который нужно понять и воспроизвести во всей полноте».
Среди ролей Людмилы Крупницкой: Димка и Жиган («Р.В.С.» А.Гайдара), Малыш («Куда ты, жеребёнок?» Р.Московой), Мачеха («Золушка» Е.Л.Шварца), Фимушка («Колокола-Лебеди» Л.Браусевича), Буратино, Тортилла и Пьеро («Приключения Буратино»), Плохиш («Военная тайна» по А.Гайдару), немецкая собака Альма («Ястребок», по пьесе Ирины и Яна Златопольских).
«Людмила Крупницкая сразу стала играть главные роли: и маленьких героев, и острохарактерных, — Мачеха из «Золушки», и Златовласка из одноимённого спектакля, и Царь из «Сказки про Емелю». Очень широкий диапазон, и голос, и музыкальные данные! А как она гениально играла Поросенка Чока! Там мама свинья уходит из дома, и поросёнок остаётся один. Я, когда первый раз увидела, не поверила, это просто цирк какой-то! Поросёнок Чок забирается на крышу домика, умывается. Там краник был, воду пускали. Он умывался, вытирался полотенцем, поливал цветочки. А кукла была обычная перчаточная. И вот она, как фокусник: поросенок подметает, берёт леечку, поливает цветочки, — и всё это перебрасывает рукой, ловит куклой. И при этом поет, прыгает, вскакивает на стол, — рассказывает Ольга Свириденко, заслуженная артистка РФ, ведущий мастер сцены. — Мы пришли в театр после театрального в 1980 году — Вера Червоткина, Андрей Галактионов и я, в это время в коллективе было две группы, 2 репертуара, 2 автобуса, мы же на выездах работали. И мы попали в группу, где были Людмила Крупницкая, Валентин Лещинский, — наши корифеи, кукловоды от бога. Они и помогали нам овладевать профессией. Люся сначала слегка иронично на нас посматривала. А потом мы сдружились и стали втроем с Верой придумывать номера, какие-то самостоятельные работы делать. Людмила очень коммуникабельный, общительный и добрый человек. Но если кто-то напортачил в спектакле, уж держись, замечания она делала в очень резкой форме».
Марина Шабанова
Фото из архива Новосибирского областного театра кукол и домашнего архива Людмилы Крупницкой