-Наша холодная звезда, представьте, отказала Трубецкому! И теперь, оскорбленная, она выходит замуж за кузена своей матери! - шептались в свете.
Это был скандал. Дело даже не в том, что сватовство Александра Васильевича Трубецкого к княжне Барятинской окончилось неудачей - такое бывало. Но девушка, которая сочла себя оскорбленной, бросала тень на репутацию самой императрицы Александры Федоровны, супруги Николая Первого.
Император не был образчиком верности, фаворитки у него были, а тем более, когда доктора запретили ему пересекать порог супружеской спальни, опасаясь, что очередные роды могут стоить Александре Федоровне жизни. Но считается, что сама императрица была перед мужем непогрешима. И вот, девица Барятинская бросает на это утверждение такую жирную отчетливую тень, заставляя сплетников судачить:
-Просто так от выгодного брака не отказываются!
Княжну, вызвавшую эту бурю звали Леониллой Барятинской, в свете она появлялась лишь второй год. Ледяной называли ее красоту, хотя по типажу внешности женщина скорее относилась к жгучим южанкам, вдохновляя художников.
Леонилла появилась на свет в мае 1816 года в Москве, в семье отставного тайного советника Ивана Ивановича Барятинского, который ранее служил посланником в Баварии. Там, в 1813 году, 41-летний князь познакомился с 21-летней Марией Келлер, привлекательной немкой, ставшей его женой. У пары было семеро детей, Леонилла стала третьей дочерью. С детства она выделялась красотой, унаследованной от матери, и считалась самой очаровательной среди сестер.
Первые 15 лет жизни Леонилла провела в семейном имении Марьино в Курской губернии, в атмосфере сельского покоя. Дворянские дети свободно общались со своими крестьянскими сверстниками, но при этом получали соответствующее образование. Дочерей Барятинских готовили к светской жизни, преподавая: французский, английский и немецкий языки, литература, естественные науки, музыка и танцы.
-Вы видели дебютантку? Барятинская произвела настоящий фурор! Чувствую, что в этом сезоне будет разбито не одно сердце! Некоторые наши дамы просто блекнут на ее фоне! - шептались светские дамы, когда 16-летнюю Леониллу привезли в Санкт-Петербург для того, чтобы представить дочь в высшем свете.
Поэт князь Вяземский описывал ее как "новую звезду на петербургском небосклоне — холодную, но всеобъемлющую лучами": в отличие от миниатюрных и хрупких барышень того времени, когда почти каждая третья страдала чахоткой, Барятинская была высокой и статной, с белоснежной кожей, выразительными глазами и густыми бровями. Художник Франц Винтерхальтер обожал писать ее портреты, называя одной из самых красивых моделей.
В 1833 году юная Леонилла получила звание фрейлины при императрице Александре Федоровне. Естественно, у знатной и обворожительной фрейлины не было недостатка в ухажерах. В 1834 году ей сделал предложение князь Трубецкой, офицер гвардии и фаворит императрицы, но она отвергла его.
-Мадемуазель Барятинская оскорбилась этим сватовством, ей не понравилось, что прежде князь был верным паладином императрицы, - чесали языки сплетники.
"Четыре кавалергарда" - так называла императрица Александра Федоровна свое близкое окружение, состоявшее из блестящих кавалеров Скарятина, Куракина, Трубецкого и Дантеса. Красавчики были компаньонами императрицы на прогулках и катаниях на санях.
Супруга императора особенно отличала Трубецкого. Считалось, что он был ее фаворитом. Даже кодовое имя Александра Федоровна придумала князю, в письмах к подруге Софье Бобринской императрица называла его "Бархатом", за необычайно красивые глаза.
Что же было между 23-летним князем и 35-летней супругой Николая Первого? Вот как писала об этом сама императрица в письме к графине Бобринской: "Бархатные глаза (будем раз навсегда говорить обо всем Бархат, так удобнее) могут рассказать Вам о бале".
Налицо, по крайней мере, симпатия еще не старой женщины к блестящему кавалергарду, просто так шикарные эпитеты глазам не дают. А еще в письме к подруге императрица настаивает, чтобы одно из писем Софьи Бобринской ей принес лично "Бархат":
"На днях, мне принесли Вашу записку в Ораниенбаум, когда я одевалась, и я не знаю почему, мне вдруг показалось, что посыльным был Бархат, но нет, я знаю, что нет!.. Нужно, чтобы когда-нибудь Бархат передал одно из Ваших писем".
Принес ли Трубецкой записку императрице - неизвестно, в переписке двух женщин только туманные намеки, хотя в том веке откровеннее о столь интимных делах дамы высшего света и не могли писать. Александра Федоровна видеть кавалера явно хотела, причем наедине. А еще об интересе супруги проведал Николай Павлович. И с ней поговорил. После этой беседы кавалергард Трубецкой был из свиты императрицы удален и заменен Бетанкуром.
Так было или нет? Трудно поверить, что императрица Александра Федоровна, набожная и очень консервативная, любившая супруга, могла себе позволить что-то на стороне. Например, однажды на балу императрица потеряла подвязку. Никто и не понял, кому принадлежит столь интимная деталь туалета, но Александра Федоровна записала в дневнике, что ее мучил стыд из-за фатальности этого происшествия.
Но легкий флирт иногда позволяют себе и самые добродетельные дамы, если они молоды, а внимания мужа им явно не хватает. У Трубецкого слава была скандальная. Его дружба с Дантесом вызывала опасения императрицы задолго до роковой дуэли француза с Пушкиным, а славу себе голландский дипломат Барон Геккерн, и его "приемный сын" Дантес имели уже устоявшуюся и дурную.
"Я хочу еще раз попросить Вас, предупредить Бархата остерегаться безымянного друга (по контексту - это Жорж Дантес), бесцеремонные манеры которого он начинает перенимать. По-моему, у него были хорошие манеры, но он начинает терять этот блеск хорошей семьи, и император это заметит, если он не примет мер и не будет за собой следить в салонах", - писала женщина той же Бобринской.
Вполне вероятно, что князь Трубецкой пытался вскружить голову зрелой женщине, жене императора. Зачем? Александра Федоровна могла поспособствовать его продвижению по службе и вообще - такой трофей
Трубецкой смотрел на императрицу томными глазами, очаровывал и вздыхал, ей это льстило, в свете начали перешептываться, муж вмешался и юный хлыщ побежал свататься к красавице Барятинской. А ледяная княжна отказала, да еще и обиделась, вызвав новую волну пересудов, а затем и вовсе скоропалительно выйдя замуж за родственника.
Лев Петрович Витгенштейн был двоюродный дядей Леониллы и бывшим флигель-адъютантом императоров Александра и Николая. Он попал в опалу из-за связей с декабристами, но благодаря заслугам отца-фельдмаршала отделался простой отставкой.
Лев Петрович, правда, тоже имел подмоченную репутацию: он ранее был уже женат, а потом состоял в связи с женой князя Суворова. По легенде, императрица, недовольная тем, что из-за Леониллы о ней и Трубецком снова начали говорить, настояла на этом браке. Осенью того же 1834 года княжна Барятинская пошла под венец, став светлейшей княгиней Витгенштейн.
Чтобы избежать дальнейших сплетен, супруги Витгенштейн уехали из России и обосновались в Европе. От первой жены, Стефании Радзивилл из богатейшего польско-литовского рода, Лев Петрович унаследовал огромное состояние, так что пара жила в достатке. В Германии они построили замок Сайн на берегу Рейна.
Хотя брак начался без любви, со временем супруги стали друзьями. Леонилла родила четверых детей. Они иногда посещали Россию, например, приезжали на коронацию Александра Второго, но навсегда не возвращались.
К 45 годам Леонилла погрузилась в религию, а муж завел даму на стороне. В 50 лет ледяная звезда Петербургского света овдовела. Несмотря на то, что она давно уже покинула Родину, Леонилла Ивановна следила за новостями из России. До конца дней она сохраняла здоровье, ясный ум и принимала гостей из знати.
Родившись при Александре I, став звездой салонов в Пушкинское время, попав в скандальную ситуацию при Николае первом, пережив правление пяти императоров и увидев крах монархии, Леонилла Ивановна скончалась в феврале 1918 года в окружении потомков: внуков, правнуков и праправнуков. Ей был 101 год, так что на счету этой женщины своеобразный рекорд по долгожительству среди русской знати.
А что же Александр Трубецкой? О, после отказа Леониллы князь стал демонстративно ухаживать за замужней танцовщицей Марией Тальони. В 1852 году, будучи отправленным за границу, он женился на дочери своей бывшей любовницы Тальони, графине Эде Жильбер де Вуазен.
Князь не возвратился на Родину даже по требованию Николая Первого, когда началась Крымская война, за что был предан суду, который постановил лишить его всех прав состояния и подвергнуть вечному изгнанию.
Вернулся и как-то замял ситуацию с судом Трубецкой только при Александре Втором. Князь отметился своими "воспоминаниями" о дуэли Пушкина с Дантесом. В 1887 году его зять Бильбасов издал брошюру «Рассказ об отношениях Пушкина к Дантесу. Записан со слов князя А. В. Трубецкого».
Трубецкой сообщил, что Пушкин имел связь с Александрой, сестрой своей жены, снисходительно смотрел на ухаживания Дантеса за Натали. Трубецкой уверял, что это ему известно со слов Идалии Полетики. Якобы, причиной ненависти поэта к своему противнику было желание свояченицы уехать за границу вместе с супругами Дантес. Современники приняли эти воспоминания критически. Общим мнением было, что сам Дантес лжет словами Трубецкого.
Беспутный князь скончался в 1889 году от разрыва сердца. Ах, да, он еще марки собирал. Вторым Дантесом, которому он пытался подражать в юные годы, Александру Васильевичу было стать не суждено. И слава Богу!
Мой канал в Телеграм, где много фактов, исторических фото и многое друге. Для тех, кому удобнее в МАХ.