Найти в Дзене
Прожито

Хулан, спящая во льдах жена Чингисхана

-Никто и никогда, не усомнится в том, что Бортэ носит под сердцем мое дитя! - Темуджин провозгласил это, прижимая к себе заметно округлившийся стан жены. Будущий повелитель народов, грозный Чингисхан, однажды подвергся чудовищному унижению: в 1184 году меркиты украли его юную жену Бортэ, едва он женился на ней. Со стороны меркитов это была всего лишь отложенная месть за подобный же поступок Есугея, отца Темуджина, который украл Оэлун, мать Чингисхана по дороге к ее жениху Чиледу - знатному меркитскому воину. Несколько месяцев Бортэ провела в плену, но Темуджин, который дал клятву Бортэ будучи еще ребенком, не терял надежды разбить ненавистных меркитов и вернуть любимую. Вернул. Только Бортэ стыдливо прикрывала свой выпирающий живот - похититель сделал девушку своей наложницей. Бортэ стала главной и любимой женой Чингисхана, она родила ему много сыновей и именно они считались претендентами на верховную власть. Бортэ предпочитала ждать мужа дома, повелевая гаремом и народом, а Чингисхан

-Никто и никогда, не усомнится в том, что Бортэ носит под сердцем мое дитя! - Темуджин провозгласил это, прижимая к себе заметно округлившийся стан жены.

Будущий повелитель народов, грозный Чингисхан, однажды подвергся чудовищному унижению: в 1184 году меркиты украли его юную жену Бортэ, едва он женился на ней. Со стороны меркитов это была всего лишь отложенная месть за подобный же поступок Есугея, отца Темуджина, который украл Оэлун, мать Чингисхана по дороге к ее жениху Чиледу - знатному меркитскому воину.

Несколько месяцев Бортэ провела в плену, но Темуджин, который дал клятву Бортэ будучи еще ребенком, не терял надежды разбить ненавистных меркитов и вернуть любимую. Вернул. Только Бортэ стыдливо прикрывала свой выпирающий живот - похититель сделал девушку своей наложницей.

Бортэ стала главной и любимой женой Чингисхана, она родила ему много сыновей и именно они считались претендентами на верховную власть. Бортэ предпочитала ждать мужа дома, повелевая гаремом и народом, а Чингисхан заводил других жен, подчеркивая, что Бортэ никогда не утратит своего титула, главенства и места в его сердце. Первенец Бортэ Джучи был объявлен кровным сыном Чингисхана и горе было тому, кто осмеливался намекнуть, что это не так.

На своих кровных врагов меркитов Чингисхан ходил походами не раз. И всегда эти походы имели для меркитов плачевные последствия. Один из разгромов случился осенью 1204 года. Дайр-Усун, один из вождений меркитского союза племен отдал предводителю монголов свою дочь.

-Он наш враг, - плакала красавица Хулан. - Он отдаст меня на поругание. Он непременно это сделает, помня о том, что произошло с Бортэ. А если он даже и сделает меня женой, то я всегда буду вынуждена подчиняться ханше, ведь она первая и главная!

Но что означали слезы девушки в те времена? Залог расположения, дар, взятка. Даже дочь вождя не имела права на собственную волю и Хулан пришлось войти в шатер Темуджина. Вопреки опасениям, Темуджин был с ней ласков, мраморная красота девушки покорила его.

Хулан была единственной из жен Чингисхана всегда сопровождавшей его в военных походах. К ней в юрту он приходил, чтобы отдохнуть от сражений, ее руки разминали затекшие плечи повелителя. Вскоре Хулан получила титул жены и ханши, став второй по значению после Бортэ.

-Моя хатун, - называл Чингисхан женщину из племени своих кровных врагов.

Хулан, иллюстрация из "Сокровенного сказания монголов"
Хулан, иллюстрация из "Сокровенного сказания монголов"

Хатун - это женский аналог титула "хан". Хулан-хатун была удостоена права иметь свою собственную ставку - орду, как и Бортэ, тогда как остальные жены и наложницы жили в шатрах в главной ставке Чингисхана. Орда Хулан включала в себя Хэнтэйские горы - сокровенное место для монголов.

В Хэнтэйских горах (северо-восток Монголии, а отроги - в Забайкальском крае России), берут свое начало реки Онон и Керулен, там же располагается священная гора монголов Бурхан-Халдун, где родился легендарный завоеватель и где, по легенде, он нашел последний свой приют.

Предоставление Хулан таких владений говорит об особом отношении к ней Чингисхана. Меркитка родила повелителю двоих сыновей (возможно детей было больше, но большинство не переживало младенчество). Сыновей звали Кульхан (Кюльхан) и Харачар, по своему значению они шли сразу за сыновьями Бортэ.

Харачар не оставил следа в истории, а вот Кульхан в ней отметился. В войске своего племянника Батыя Кульхан пошел походом на Северо-Восточную Русь, в 1238 году сын Хулан и Чингисхана пал в битве под русским городом Коломной, став единственным потомком Чингисхана, погибшим в ходе Батыева нашествия.

Хулан этого уже не увидела. Верная традиции сопровождать мужа в военах, в 1221 году женщина участвовала в индийском походе мужа. Чингисхан тогда преследовал своего врага, хорезмийского правителя Джелал ад-Дина. Монголы выиграли ряд сражений, взяли богатую добычу, Чингисхан уводил с собой более десяти тысяч пленников.

Но победа была оплачена личной утратой повелителя - не стало красавицы Хулан. Переход через горы был труден, у отрогов священных для монголов гор хотел хан отдать последние почести своей второй жене, но тело было трудно довезти и тогда Чингисхан придумал выход.

-Этот лед, - повелитель указал проводнику на белоснежные вершины гор, - никогда не тает? Не утекает по весне ручьями в долину?

-О, нет, мой повелитель, - сказал слуга с поклоном. - В здешних льдах до сих пор находят диковинных зверей, какие уже давно не живут на свете! И мясо их пригодно в пищу, словно они были добыты охотниками только что, а мех остается пушистым и мягким, едва высохнет на нем влага.

-Пусть и красота моей Хулан останется нетленной! - приказал Чингисхан с нежностью взглянув в лицо жены. - Я хочу, чтобы льды сохранили ее дивное лицо и стройный стан. Пусть спит она в этих льдах вечно!

Повеление было в точности исполнено. Где-то в горах на пути из Индии в долины Керулена и Онона вековые льды хранят красоту той, которая уступала место в сердце Чингисхана только Бортэ.

Мой канал в Телеграм, где много фактов, исторических фото и многое друге. Для тех, кому удобнее в МАХ.