Найти в Дзене

Тонкий вопрос, который часто рождает споры, но, мне кажется, заслуживает доброго и спокойного размышления

Помню, как сегодня днём, посещая храм с сыном, я впопыхах забыла снять с него зимнюю шапку. Только уже уходя заметила это упущение с улыбкой поправляя его шарф. И подумала: а насколько же строго мы должны следовать букве, когда речь идёт о сердце? Апостол Павел в своём Послании к Коринфянам (1 Кор. 11:4-5, 7) действительно говорит: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову... Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа». Это место, конечно, вызывает много вопросов в современном мире. Важно понимать, что в контексте той эпохи и культуры, непокрытая голова мужчины означала свободу и прямое отношение к Богу как к главе. А покрытие головы женщины – смирение, целомудрие и признание главенства мужчины, что в ту пору было частью уклада общества и церкви. Но стоит ли нам применять это буквально к каждому

Тонкий вопрос, который часто рождает споры, но, мне кажется, заслуживает доброго и спокойного размышления.

Помню, как сегодня днём, посещая храм с сыном, я впопыхах забыла снять с него зимнюю шапку.

Только уже уходя заметила это упущение с улыбкой поправляя его шарф.

И подумала: а насколько же строго мы должны следовать букве, когда речь идёт о сердце?

Апостол Павел в своём Послании к Коринфянам (1 Кор. 11:4-5, 7) действительно говорит:

«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову...

Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа».

Это место, конечно, вызывает много вопросов в современном мире.

Важно понимать, что в контексте той эпохи и культуры, непокрытая голова мужчины означала свободу и прямое отношение к Богу как к главе.

А покрытие головы женщины – смирение, целомудрие и признание главенства мужчины, что в ту пору было частью уклада общества и церкви.

Но стоит ли нам применять это буквально к каждому возрастному и половому отличию, вплоть до малышей?

Современные толкователи, и, к счастью, многие батюшки, проявляют здесь мудрость и рассудительность.

Для женщины, например, это правило остается актуальным как знак смирения и благоговения перед Богом, а также как благословение, оберегающее ее. Но абсолютно нет нужды в строгом применении этого к детям.

Ведь младенцы и совсем юные дети ещё не обладают полным самосознанием и не в состоянии выражать через эти внешние знаки свою роль в Церкви.

Их чистота и невинность сами по себе – уже великое украшение храма.

Для мальчиков, по сути, апостольский наказ относится к мужам, к тем, кто уже достиг зрелости и осознанно несёт ответственность.

Маленький мальчик, который забыл снять шапку, или даже если не снял её, просто потому что ещё мал – разве это может быть "постыжением" его главы перед Богом? Конечно, нет.

Его сердце чисто, и его непосредственность даже может быть умилительна.

Главное для него и для нас – это присутствие в храме, участие в молитве, стремление к Богу.

Поэтому, когда мы видим девочек без платочка или мальчиков в шапочке, пусть наши сердца будут полны любви, а не осуждения.

Важно не потеряться в мелочах внешней обрядности, забывая о главном – о любви к Богу и ближнему, о стремлении к смирению и чистоте сердца.

Для детей же главнее всего приобщиться к таинству веры, почувствовать тепло храма, а не утонуть в строгих правилах, которые могут оттолкнуть их от Бога.

Искреннее желание быть с Богом – вот что всегда важнее внешних форм, особенно для юных душ.

🕊 Ольга | Оглашаю любовью