Вот, к примеру, местные татарские СМИ пишут про свежеиспещённый, только-только открывший двери гастропаб, и упоминают, цитирую:
«Интерьер <…> современный: на потолке - пастельных оттенков чертежи Леонардо да Винчи, пропущенные через призму искусственного интеллекта».
Или вот местные татарские СМИ пишут про новейшее «морское бистро»:
Гастрономическую столицу России, как известно, омывает множество морей. Внутренних тоже несколько штук там и сям.
Водные ресурсы Республики Татарстан вообще впечатляют: за полвека утеряно свыше 3000 (трёх тысяч) озёр и прудов, а всё равно их остаётся около 8000 (восьми тысяч). Это не считая полтысячи рек и четырёх водохранилищ.
Почему местным рестораторам и инвесторам не кажется логичным и очевидным открывать в нашей республике речное бистро, озёрное бистро, прудное бистро или водохранилищское бистро? Обязательно «морское»; а чо не океаническое сразу?
- Мы отвлекаемся.
Вот, к примеру, местные татарские СМИ пишут про новый ресторан татарской кухни, и упоминают, цитирую:
«Он [интерьер - Прим. плох. офиц. кот. хоч. больш. подач. и донат.] теплый и уютный, с трендовыми акцентами: столами с фактурными каменными столешницами и кожаными креслами карамельного цвета. А еще использовали дерево, элементы в виде казанов, мозаику на стенах и прутья ивы, из которых сплетены люстры».
Или вот местные татарские СМИ пишут про кафе-кондитерскую в центре города:
Вот, к примеру, местные татарские СМИ пишут про новое кафе в старинном особняке XIX века, что близ театра оперы и балета имени Мусы Джалиля (автор этих правдивых строк был там один раз в жизни, на спектакле Евгения Гришковца), цитирую:
«Пространство камерное, но с большими окнами, откуда видно исторический центр. Внутри - теплые оттенки, потертое дерево и старинные стены. Декор собран из предметов разных эпох: барельефы (изображение, слегка выступающее над плоской поверхностью), самовары, картины в разнокалиберных рамах, массивные люстры и светильники из розового металла и текстиля с бахромой».
Или вот местные татарские СМИ пишут про новый татарский бар, где подают, например, азу с сезонным декабрьским бататом, а батат у татар - это, по меткому народному выражению, второй хлеб:
Уж больно здесь красиво, жди беды, сказал капитан Зелёный.
Как видите, интерьеру уделяют внимание, заботятся о деталях, чо-то придумывают, кто не может чо-то придумывать - подглядывает «фишки», как лихо выражается прогрессивная молодёжь, у москвичей и прочих петербуржцев. Заказывают дизайн-проекты интерьеров, до-о-о-о-олго обсуждают с дизайнерами интерьеров детали, договариваются, обговариваются, etc.
Всё это влетает в копеечку и обильно добавляет расходов.
- А расходы-то хочется отбить поскорее, сами понимаете.
Реализация желания вышеупомянутые расходы-то отбить поскорее будет переложено, ей-же-ей, помяните моё слово, будет переложено на конечных потребителей.
- В виде цен, сами понимаете.
Но это всё самоочевидные банальности. А вот что подметил более или менее зоркий глаз плохого официанта.
Почему рестораторы так пыхтят над интерьером? - потому что рестораторы исповедуют ту точку зрения, что гости ходят в шараги не нормальным порядком поесть, а за какими-то, изволите ли видеть, эмоциями. И поэтому мы, рестораторы (думают рестораторы), должны гостям эти самые эмоции передать; в том числе - через интерьер, сторителлинг, etc.
Официантам вменяется в обязанность не заказы приносить чётко и вовремя, ничего не перепутав и не уронив, а трясти перед изумлённой публикой тотемом с Байкала и объяснять, что вот эта самая вещь в полной мере отражает нашу философию.
И в это же самое время! несчастные рестораторы! льют крокодиловы слёзы! по поводу рынка доставки готовой еды. Потому что сервисы доставки готовой еды отъедают огромную долю рынка. Там миллиардные обороты, туда уходят люди, там создаются теперь позиции, соответствующие организационной структуре ресторана (су-шефы, например, теперь есть и в дарксторах, на производствах той самой готовой еды), а зарплаты там предлагают оч-чень конкурентные.
И некоторые рестораторы вполне понимают потребителей, кстати, вот что говорит один из таких:
«Если вы живете в центре и не очень привередливы, заказываете грудку индейки на гриле со спаржей через „Яндекс.Лавку“ за 700 рублей - вам привозят ее через 20 минут. Вот возникает вопрос: зачем вообще куда-то выбираться? Тратить время на дорогу, получать не всегда очевидный результат».
Минуточку. Так вы же утверждали и годами транслировали мнение, что в рестораны люди ходят не за едой, а за эмоциями.
Но тогда доставка готовой еды никак не должна была повлиять на посещаемость ресторанов: люди хотят есть - они отдают деньги за еду сервисам доставки готовой еды; люди хотят эмоций - они идут в ресторан и отдают деньги за что-то… э-э-э… словом, за что-то.
На деле же выходит так, что посещаемость ресторанов падает, а сервисы доставки готовой еды демонстрируют рост на 50% в год.
Лично мне этот психологический вывих рестораторов всегда был непонятен, можете найти мои старые статьи, которым 5-6 лет, где я доказываю, как могу, что настоящие, живые гости приходят в шарагу именно за едой, поесть. Остальное - вторично. За эмоциями в рестораны приходят только воображаемые владельцами этих самых ресторанов люди.
Итого: в плюсе на данном этапе только те, кто занимается интерьерами ресторанов, которые по инерции привлекают инвесторов с крупными кошельками, но в которые люди ходят всё реже. Они - молодцы, они - зарабатывают в условиях раздутого пузыря. Невзирая на очевидную бесполезность интерьера в рассуждении заработка ресторатора, создателей бесполезных интерьеров продолжают кормить и обеспечивать жирными гонорарами.
Никакой надежды, что рестораторы в ближайшее время поймут, что вкладывать миллионы в интерьер - это просто деньги в унитаз, ибо они живут в воображаемом мире людей, наслаждающихся эмоциями.
— Нисколько не удивлюсь, если завтра выпадет град, — говорил Иа. — Того и жди. Бураны, вьюги и тому подобное. Сегодня, конечно, хорошая погода, но это еще ничего не значит; это еще не сулит хороших перспек... или как там это называется? Словом, ничего такого не сулит...
План лечения рестораторов, у которых хронический интерьери́т, очень простой: форму на туловище, поднос в руки - и на неделю в зал, носить тарелки и клянчить подачки.
- Хоть познакомятся с людьми, о которых долго и вкусно рассуждают в интервью.
Работа вообще невероятно быстро избавляет от иллюзий и… эта… оздоровляет, оздоровляет