Найти в Дзене
АвТОгус

Самый роскошный самолёт, о котором вы никогда не слышали.

4 сентября 1949 года толпы людей собрались на аэродроме Филтон близ Бристоля, чтобы стать свидетелями исторического момента: в воздух впервые поднялся один из самых амбициозных авиационных проектов Великобритании послевоенной эпохи. Этим самолётом был Bristol Brabazon — колоссальный авиалайнер, призванный доказать, что Британия может лидировать в мировой гражданской авиации после Второй мировой войны. Bristol Type 167 Brabazon — самый технологически продвинутый и роскошный авиалайнер своего времени, созданный для трансатлантических перелётов. Вот его ТТХ: · Размах крыла: 70,1 м · Длина: 54,2 м · Высота: 15,2 м · Масса пустого: 65 820 кг · Максимальная взлётная масса: 130 000 кг · Двигатели: 8 × Bristol Centaurus 18-цилиндровых радиальных двигателей (4 спарки с contra-rotating винтами) · Мощность: 2 500 л.с. каждый · Крейсерская скорость: 480 км/ч · Дальность полёта: 8 700 км · Потолок: 7 600 м · Экипаж: 12 человек + стюарды · Вместимость: до 100 пассажиров (в стандартной конфигурации

4 сентября 1949 года толпы людей собрались на аэродроме Филтон близ Бристоля, чтобы стать свидетелями исторического момента: в воздух впервые поднялся один из самых амбициозных авиационных проектов Великобритании послевоенной эпохи. Этим самолётом был Bristol Brabazon — колоссальный авиалайнер, призванный доказать, что Британия может лидировать в мировой гражданской авиации после Второй мировой войны.

Bristol Type 167 Brabazon — самый технологически продвинутый и роскошный авиалайнер своего времени, созданный для трансатлантических перелётов.

Вот его ТТХ:

· Размах крыла: 70,1 м

· Длина: 54,2 м

· Высота: 15,2 м

· Масса пустого: 65 820 кг

· Максимальная взлётная масса: 130 000 кг

· Двигатели: 8 × Bristol Centaurus 18-цилиндровых радиальных двигателей (4 спарки с contra-rotating винтами)

· Мощность: 2 500 л.с. каждый

· Крейсерская скорость: 480 км/ч

· Дальность полёта: 8 700 км

· Потолок: 7 600 м

· Экипаж: 12 человек + стюарды

· Вместимость: до 100 пассажиров (в стандартной конфигурации — 60-80)

Его первый полёт, длившийся около 25 минут, прошёл гладко и успешно, и надежды на то, что этот проект восстановит британский престиж в небе, были очень высоки.

-2

Brabazon был примечателен своими новаторскими решениями. Его герметичный фюзеляж был спроектирован для максимального комфорта при трансатлантических перелётах. На борту предусматривалось место для чуть более 100 пассажиров, размещённых в просторных салонах, столовых и даже спальных купе. Огромное крыло было полым внутри, в нём помещался полноразмерный технический проход, позволявший инженерам обслуживать двигатели прямо во время полёта. Кабина была оснащена передовой авионикой для длительных перелётов, а комфорт пассажиров ставился во главу угла наравне с техническими характеристиками. В эпоху, когда многие авиакомпании всё ещё летали на переоборудованных военных самолётах, видение Brabazon’а как тихого, просторного и роскошного авиапутешествия казалось опережающим время на десятилетия.

-3

Однако именно эта амбициозность и стала его погибелью. Brabazon был создан для рынка, которого не существовало. Авиакомпании конца 1940-х годов хотели практичные самолёты, способные экономично перевозить большое количество пассажиров, а не роскошные воздушные лайнеры с салонами и письменными столами. Появление Douglas DC-6 и Lockheed Constellation, а затем стремительное наступление реактивной эры с de Havilland Comet и позднее Boeing 707 означало, что скорость, эффективность и эксплуатационные расходы стали важнее роскоши. Brabazon не получил ни одного заказа от авиакомпаний. Несмотря на успешный первый полёт и обширные испытания, программа была закрыта в 1953 году, поглотив десятки миллионов фунтов, а единственный прототип в конечном счёте был пущен на слом.

Хотя Brabazon провалился как коммерческий авиалайнер, он оставил важное наследие для компании Bristol. Огромные сборочные цеха, построенные в Филтоне для проекта, позже стали колыбелью для других передовых самолётов, включая турбовинтовой Bristol Britannia и, в конечном счёте, сверхзвуковой Concorde, также тесно связанный с Бристолем. Сама компания сместила фокус на военные и гражданские транспортные самолёты, разработку ракет и позднее вошла в состав British Aircraft Corporation, которая стала частью современного Airbus.

-4

Семьдесят шесть лет спустя после своего первого полёта Brabazon вспоминается как смелая, но ошибочная попытка прыгнуть в будущее авиации. Он воплощал в себе видение величия и роскоши, которое неверно истолковало потребности авиакомпаний, но его инженерные достижения и созданная для него инфраструктура проложили путь для участия Британии в создании некоторых из самых интересных самолётов двадцатого века.