Непроходимые чащобы надежно укрывали когда-то низину, на дне которой били звонкие родники. Поначалу воду из них пили звери да изредка забредавшие сюда охотники. Лишь во второй половине XVI века, когда окрестные земли вошли в состав Российского государства, здесь застучали топоры. Переселенцы проложили сквозь непроходимые леса тракт, соединявший Казань с Царевококшайском – так в старину называлась Йошкар-Ола.
Проходила новая дорога как раз поблизости от здешних родников. Возле них и возникло поселение – починок Большие Ключи (ныне – в Зеленодольском районе Татарстана). Его основали холопы боярина Феодора Полякова, сосланного сюда из Первопрестольной.
БОЯРСКАЯ ОХОТА ВРЕМЁН ИВАНА ГРОЗНОГО
За что именно впал в царскую немилость боярский сын Феодор Поляков – неизвестно. Однако в те лихие годы, когда Иван Грозный развернул войну против заносчивого русского боярства, стоявшего у него на пути к единовластию, жертвами произвола опричников становились многие знатные вельможи. И боярину Полякову поначалу еще повезло. Его не бросили в пыточный подвал, не отправили на дыбу, не посадили на кол как других «государевых ослушников», а просто выслали подальше от Москвы. Впрочем, горевал опальный боярин недолго.
Леса здешние ничуть не уступали подмосковным охотничьим угодьям. Лоси и кабаны, медведи, зайцы, лисы, а также множество лесных птиц – вся эта дичь водилась здесь в изобилии. Охоте, которую устраивал Поляков, могли бы позавидовать многие бояре. Ярко пылали костры, дымились нанизанные на вертела звериные туши, а со стен горницы боярского терема смотрели на пирующих охотников клыкастые кабаньи головы. Обрывки песен, пьяные крики и смех разносились над сумрачно молчащим лесом.
Боярин во хмелю был дерзок и не сдержан на язык. Мог при случае весьма нелестно отозваться о сославшем его в эту глушь государе. Вероятно, неосторожно сказанное им во время очередного застолья слово и стало причиной доноса, по которому Полякова доставили в Москву, где вскоре казнили. Челядь его частично попала под арест, частью разбежалась. Так бы и заглох починок Большие Ключи, если бы не поселенцы второй волны, нагрянувшие в эти места в неспокойном XVII веке, который вошел в историю России как «бунташный».
СЛАВНЫЕ РАБОТНИКИ – СТОЛЯРЫ И ПЛОТНИКИ
Вторая волна переселенцев, пришедших на место бывшей боярской заимки, связана с основанием в здешних местах Раифского Богородицкого монастыря. Новые поселенцы – беглые крестьяне из центральных районов России – селились поблизости от Святой обители. Так на месте заброшенного починка Большие Ключи вновь появились люди.
В отличие от своих предшественников – боярских прислужников, умевших лишь бить зверя, гулять да бражничать, новые хозяева этих мест были людьми хозяйственными и работящими. Они корчевали лес, распахивали землю, сеяли рожь и пшеницу. А долгими зимними вечерами мастерили предметы нехитрой обстановки крестьянской избы – столы, лавки, табуреты, полки под посуду, благо леса в округе было много. Именно этим обстоятельством воспользовался казанский купец Иван Михайлов, основавший здесь уже в XVШ веке артельное сообщество по производству ящиков для нужд казенного порохового завода. Их мастерили почти в каждой ключинской семье, крупными партиями отправляя в Казань.
Платил купец своим поставщикам щедро, так что село считалось зажиточным. Именно поэтому, когда в соседнем селе Ивановском в 1821 году сгорела деревянная церковь, крестьяне из Больших Ключей обратились в Казанскую духовную консисторию и выразили готовность построить на свои средства у себя в селе церковь уже из кирпича, тем более что залежи строительной глины в округе имелись.
ХРАМ, ПОСТРОЕННЫЙ НА ВЕКА
Заручившись добром на строительство у казанского епархиального духовенства, ключинцы построили сначала небольшой завод по изготовлению кирпичей. Глину для них месили при помощи лошадей. После обжига готовый кирпич складировали неподалеку от места строительства нового храма.
С каждого двора на строительство собрали по три рубля. Если учесть, что к тому времени Большие Ключи насчитывали уже 257 дворов, деньги по тем временам вышли немалые. Наняли каменщиков и, отслужив молебен, приступили к строительству. Как рассказывали старики, в раствор для кирпичной кладки для особой крепости добавляли белок куриных яиц. И, как выяснилось впоследствии, делали это не зря.
Именно это обстоятельство позволило сохранить храм, который в годы советской власти местные сельсоветчики закрыли и даже пытались сломать. Однако сделать это так и не смогли. Единственное, чем тогда повредили храму, – разобрали церковную ограду, кирпич от которой пошел на строительство МТС. В самом же храме устроили сначала склад, затем – магазин. И лишь в девяностые годы церковь Иоанна Богослова в селе Большие Ключи вернули верующим. С тех пор началось постепенное возрождение заброшенной святыни. И сегодня преобразившийся храм вновь радует взор каждого, кто еще издали видит его сияющие на солнце купола.
КОТЛЕТЫ «ЦЫПА» И ИНДЕЙКА ПО-КЛЮЧИНСКИ
Говорят, что именно благодаря этой птице смогли выжить первые европейские поселенцы, высадившиеся на берегах Нового Света. Недаром она занимает почетное место на праздничном столе в День благодарения, который празднует вся Америка.
Похоже, что благодарны индейке не только американцы, но и жители села Большие Ключи. Еще в не столь давние советские годы птицефабрика совхоза «Ключинский» была широко известна за пределами района. Но в девяностых годах прошлого века предприятие, как и десятки других, пришло в упадок и обанкротилось. Жителям села, многие из которых трудились на птицефабрике, пришлось искать заработок на стороне. Долго стояли без дела опустевшие птичники, пока в 2009 году у них не появился новый хозяин – глава фермерского хозяйства Ильнур Мадьяров. На новом месте фермер развернулся широко: отремонтировал старые птичники, установив автоматические линии по кормлению и поению, построил новые помещения и инкубатор по выращиванию индюшат. Есть здесь убойный и разделочный цехи, холодильные камеры, и цех по производству колбас, рулетов, сосисок, окорочков и прочей продукции.
Особым спросом у покупателей пользуются котлеты под названием «Цыпа». А для любителей пикников на природе всегда имеются в продаже сочные шашлыки из индейки, которые можно купить в торговых точках Казани, а также в автолавках, которые ежедневно развозят мясо по городам республики.
Сегодня на предприятии трудятся около ста человек – жители Больших Ключей и соседних деревень. Зарплату получают вовремя и ездить на работу далеко не надо. А когда войдут в строй помещения новых птичников и увеличится поголовье, дела у ключинцев и вовсе пойдут в гору. Так что, глядишь, в скором времени и в Ключах тоже начнут отмечать День благодарения. И непременно с жареной индейкой в центре праздничного стола.
Артём СУББОТКИН