Найти в Дзене
Андрей Якунин | Про авто

«По таким ценам автомобили людям не нужны» - менеджер салона Geely рассказал, что творится с продажами и чего ждать от 2026 года

Декабрь всегда считался в нашей стране месяцем большого автомобильного «жора», когда люди сметали из автосалонов все, что имеет четыре колеса и руль, лишь бы успеть вложить обесценивающиеся рубли до очередного январского подорожания. Мы привыкли видеть в шоурумах толпы суетливых покупателей, уставших, но довольных менеджеров и пустые парковки выдачи. Однако конец 2025 года сломал эту многолетнюю традицию об колено суровой экономической реальности. Заехав на днях к старому знакомому, который трудится старшим менеджером в одном из крупных дилерских центров Geely, я ожидал увидеть привычную предновогоднюю суету, а увидел картину, достойную фильмов про великую депрессию. В огромном, сверкающем кафелем зале, кроме пары скучающих администраторов и уборщицы, не было ни души. Мой знакомый встретил меня не с дежурной улыбкой продавца, готового впарить коврики за сто тысяч, а с грустным взглядом человека, который понимает всю безнадежность ситуации. На мой немой вопрос он лишь махнул рукой в ст

Декабрь всегда считался в нашей стране месяцем большого автомобильного «жора», когда люди сметали из автосалонов все, что имеет четыре колеса и руль, лишь бы успеть вложить обесценивающиеся рубли до очередного январского подорожания. Мы привыкли видеть в шоурумах толпы суетливых покупателей, уставших, но довольных менеджеров и пустые парковки выдачи.

Однако конец 2025 года сломал эту многолетнюю традицию об колено суровой экономической реальности. Заехав на днях к старому знакомому, который трудится старшим менеджером в одном из крупных дилерских центров Geely, я ожидал увидеть привычную предновогоднюю суету, а увидел картину, достойную фильмов про великую депрессию. В огромном, сверкающем кафелем зале, кроме пары скучающих администраторов и уборщицы, не было ни души.

Мой знакомый встретил меня не с дежурной улыбкой продавца, готового впарить коврики за сто тысяч, а с грустным взглядом человека, который понимает всю безнадежность ситуации. На мой немой вопрос он лишь махнул рукой в сторону новенького Geely Atlas, сияющего под софитами, и выдал фразу, которая идеально описывает состояние рынка в конце 2025 года: «По таким ценам автомобили людям просто не нужны». И спорить с этим утверждением, глядя на прайс-листы, невозможно. Если еще пару лет назад мы считали, что три миллиона за «китайца» - это дорого, то сегодня, увидев ценник в четыре с половиной миллиона за среднюю комплектацию, мы уже даже не удивляемся, а просто молча разворачиваемся к выходу.

Давайте обратимся к сухим цифрам статистики, чтобы понять масштаб бедствия. Я поднял официальные отчеты продаж за последние три года, и динамика выглядит, мягко говоря, пугающей. Вспомним 2023 год, который стал для китайских брендов годом триумфального захвата нашего рынка. Тогда Geely реализовала в России порядка 93 500 автомобилей, показав трехкратный рост. Народ распробовал Coolray, влюбился в Monjaro и Тугеллу. Казалось, что дальше будет только лучше. И действительно, 2024 год стал пиковым - на волне панических ожиданий повышения утильсбора и ставок, россияне купили почти 160 000 автомобилей этой марки. Дилеры купались в деньгах, заводы работали в три смены, а автовозы не успевали разгружаться.

-2

А теперь посмотрим на предварительные итоги 2025 года, которые мы имеем на 28 декабря. Общие продажи Geely едва-едва перешагнули отметку в 105 000 экземпляров. Падение по сравнению с прошлым годом составляет более 30 процентов. И это при том, что модельный ряд расширился, появились новые седаны и обновленные кроссоверы. Рынок откатился практически к показателям 2023 года, но с той лишь разницей, что тогда это был рост, а сейчас - крутое пике вниз. Причина этого обвала лежит на поверхности, и имя ей - жадность вперемешку с безумной ключевой ставкой.

Менеджер рассказал, что основной отток клиентов произошел именно в сегменте кредитных сделок. Раньше, когда ставку можно было найти в районе 14-16 процентов, люди брали кредиты, закрывали глаза на переплату и уезжали на новых машинах. Сегодня, когда реальная ставка в банках с учетом всех страховок жизни и карт помощи на дорогах приближается к 30-35 процентам годовых, желающих повесить на себя такое ярмо практически не осталось. Ежемесячный платеж за условный Geely Coolray, который теперь стоит далеко за 3 миллиона рублей, составляет 80-90 тысяч. При средней зарплате по стране это фактически означает работу только на машину и бензин.

-3

Вторая причина, по которой зал стоит пустой - это тотальное разочарование людей в ценообразовании. Мы помним, как нам обещали, что повышение утилизационного сбора ударит только по «серым» дилерам и перекупам, а официальные поставки останутся доступными. Но реальность, как всегда, оказалась жестче. Geely, как и остальные игроки, была вынуждена переписать ценники, закладывая в них и растущий утиль, и курсовые разницы, и риски логистики. Тот самый Monjaro, который в начале 2024 года был хитом продаж и стоил 3,5–4 миллиона рублей, сегодня в официальных салонах торгуется ближе к 5,5 миллионам. За эти деньги люди морально не готовы покупать китайский кроссовер, каким бы технологичным он ни был.

Особенно больно падение спроса ударило по бюджетным (если их так можно назвать в 2025 году) моделям. Седан Geely Emgrand, который должен был стать убийцей Весты, теперь стоит столько, что покупатель скорее пойдет искать пятилетнюю Камри или Оптиму, чем отдаст 2,8 миллиона за бюджетный седан на вариаторе. Люди начали считать деньги. Эпоха эмоциональных покупок закончилась. Теперь, прежде чем отдать свои кровные, человек десять раз подумает, изучит рынок запчастей, почитает про ликвидность на вторичке и в девяти случаях из десяти решит еще годик поездить на своей старой машине.

-4

Что же касается прогнозов на 2026 год, то здесь мой собеседник не испытывает никаких иллюзий. «Готовьтесь к тому, что дилерские центры начнут закрываться или превращаться в комиссионки», - честно признался он. Очередная индексация утилизационного сбора, запланированная правительством, неизбежно приведет к новому витку подорожания. Запас прочности у импортеров не бесконечен, и компенсировать налоги за свой счет они больше не будут. Мы увидим дальнейшее сокращение модельного ряда - останутся только самые маржинальные дорогие модели, а массовый сегмент окончательно умрет или будет представлен совсем уж простыми комплектациями, которые никому не интересны.

Вторичный рынок тоже отреагирует мгновенно. Как только новые Geely подорожают еще на 10-15 процентов в начале 2026 года, цены на б/у автомобили рванут следом. Те, кто сегодня продает свой трехлетний Coolray за 2 миллиона, завтра поставят 2,5. Круг замкнется. Автомобиль снова превратится из средства передвижения в роскошь, доступную лишь избранным или тем, кто готов жить впроголодь ради красивой картинки.

-5

Менеджер также отметил интересный тренд: в салон все чаще заходят люди не за покупкой, а просто посмотреть, как в музей. Они садятся в машины, цокают языком, щупают мягкий пластик, а потом узнают цену, грустно улыбаются и уходят. Продажи держатся только за счет корпоративных парков и такси, которым деваться некуда - обновлять парк нужно, иначе бизнес встанет. Но частный клиент, тот самый обычный мужик, который копил на машину для семьи, из автосалонов исчез как вид.

Ситуация с продажами Geely - это лакмусовая бумажка всего нашего рынка. Если уж один из лидеров, имеющий завод в Беларуси и налаженную логистику, теряет треть продаж, то что говорить про остальные бренды, которые везут машины напрямую из Китая? Мы входим в 2026 год с тяжелым багажом: запредельные цены, недоступные кредиты и полное непонимание того, что будет завтра. И в этой ситуации совет менеджера звучит вполне разумно: если у вас есть живая машина, берегите ее, обслуживайте качественно и не спешите менять. Лучшее, что вы можете сделать для своего бюджета сейчас - это не поддаваться панике и не лезть в кабальные долги ради куска железа, который завтра может стать еще дороже в обслуживании, но дешевле при перепродаже дилеру.

А вы планируете покупку автомобиля в 2026 году или решили затаиться и переждать эту бурю на своем старом надежном коне?