Найти в Дзене
Darkside.ru

Стив Харрис о Поле Ди'Анно, талисмане IRON MAIDEN, звучании первого альбома и многом другом

Лидер Iron Maiden, басист и главный автор песен Стив Харрис в интервью для Louder поведал о первых годах существования группы, от создания их звучания до записи дебютного альбома и рискованного решения уволить вокалиста Пола Ди'Анно.

Вы создали Iron Maiden в 1975 году, но не в Рождество, как много раз утверждалось на протяжении лет.

«Это было за несколько месяцев до Рождества. Но о ранних днях группы ходили всевозможные слухи. Один парень утверждал, что он был в группе, и в программе Antiques Roadshow заявил, что он был первым барабанщиком Maiden. Полная чушь! Потом он сказал, что мы собирались называться Mountain Ash или как-то так».

Как только вы решили назвать группу Iron Maiden, вы разработали логотип, который мгновенно стал узнаваемым во всем мире.

«Один из самых важных уроков я усвоил от одной из своих любимых групп — ранней Genesis с Питером Гэбриелом. У меня была джинсовая куртка с логотипом Genesis из альбома "Foxtrot" на спине — изогнутый логотип, и на куртке была изображена голова лисы. Поэтому я был в ужасе, когда они выпустили "Selling England By The Pound" и полностью изменили логотип. И это был просто никакой логотип. Действительно, несмотря на то, что "Selling England By The Pound" был великолепным альбомом, логотип был ужасным. Я подумал: "Что они делают?"
И я сказал себе: "Я никогда не допущу, чтобы подобное случилось с нами. Я придумаю офигенный логотип". И мы используем его до сих пор. Конечно, на протяжении многих лет нас критиковали за то, что на обложках альбомов всегда один и тот же логотип. Но знаете что? Он и есть то самое связующее звено. И это важный урок, который я усвоил».

Чему вы научились, играя каверы в начале карьеры Maiden и ранее в группе Smiler?

«В те времена все играли одни и те же песни. Я ходил в разные клубы, и везде играли одни и те же песни. Поэтому я играл много каверов в Smiler. Но когда мы играли каверы в Maiden в начале, мы всегда выбирали песни, которые были не очень известны.
Первый альбом Montrose был очень популярным среди музыкантов в то время. Отличный альбом. Все группы играли песни из этого альбома, поэтому мы выбрали второй альбом Montrose — "Paper Money", и песню "I Got The Fire", которую люди не знали. Некоторые даже думали, что это одна из наших собственных песен, и мы все равно играли много своих собственных вещей».

С самого начала у Maiden бы свой характерный, оригинальный звук.

«Да, я согласен. Вряд ли мы звучим как кто-то другой. И я думаю, что это одна из причин, по которой мы так быстро завоевали популярность».

Как главный автор песен Maiden, вы всегда знали, каким должен быть звук группы?

«Обычно так говорят в ретроспективе, но я просто экспериментировал с разными вещами. Так что это произошло естественным образом. Я знал, что хочу много мелодий, но при этом тяжёлых, и просто качественных песен».

Недавно вы сказали Classic Rock, что первой по-настоящему знаковой песней Maiden была «Phantom Of The Opera».

«Я думаю, когда я написал "Phantom", стало очевидно, что мой стиль сочинения песен сильно отличался от того, к чему привыкли люди, и уж точно от того, к чему привыкли гитаристы. Я не выучил все гаммы, как они. Я не хотел этого. Гитаристам были непонятны некоторые вещи, которые я сочинил, и так остаётся до сих пор. И да, "Phantom" был одним из первых примеров.
Кроме того, барабанные партии, которые я хотел использовать в этих песнях, были довольно необычными, даже для того, что большинство людей считают базовой песней. Когда Клайв [Барр] присоединился к группе, он думал, что просто придёт, будет импровизировать и играть, и всё. Но он сказал: "Чёрт возьми! Эти песни действительно необычные, совсем другие!" В моих песнях были причудливые моменты, даже в тех, которые все считали простыми. Но для меня это было естественно».

В первые годы существования Maiden в составе группы происходили различные изменения, но поворотным моментом стало присоединение Пола Ди'Анно.

«У него был мощный голос, мощная сценическая харизма и настоящая бравада. Пол был настоящей личностью. Думаю, Джефф Бартон [бывший автор Sounds и нынешний автор Classic Rock] сказал, что у Пола было некое... очарование конюха. И это действительно довольно хорошая и точная оценка».

Пол однажды пожаловался, что описание Джеффа заставляет его звучать так, будто он пахнет лошадиным навозом!

«Именно!»

Дебютный альбом Maiden – один из многих классических альбомов, выпущенных в 1980 году. Хорошо известно, что вы были недовольны его продюсированием, которым занимался Уил Мэлоун, но он действительно передаёт юную энергию группы. И на этом альбоме есть треки, которые до сих пор входят в число лучших песен Maiden, — не только «Phantom Of The Opera», но и «Running Free», «Remember Tomorrow» и знаковая песня «Iron Maiden».

«Я действительно был немного разочарован тем, что гитары звучали не так громко, как должны были. Но альбом обладает определённым качеством. Мы создали весь альбом за тринадцать дней, включая микширование. Мы играли эти песни вживую заранее, поэтому, когда мы пришли в студию и начали записывать, мы просто сыграли их вживую и записали за один или два дубля.
В этом первом альбоме есть некая сущность. Это не злость, это просто желание сделать своё дело. Мы были очень воодушевлены тем, что впервые записываем альбом в студии. Мы никогда раньше не записывали альбомов. Мы работали над демо-кассетами, но это не то же самое. Поэтому поход в настоящую студию и запись альбома — это огромное событие для любой начинающей группы.
Думаю, именно поэтому первый альбом такой... заряженный адреналином, можно сказать. И по сравнению со всем, что было в то время, он совершенно другой, это не вызывает сомнений».

Этот альбом также отличался обложкой — рычащей, угрожающей фигурой Эдди, нарисованной Дереком Риггсом.

«Эдди не был заранее задуманным персонажем. Мы знали, что нам нужна хорошая обложка, и она просто появилась. Получилось потрясающе. Эдди представляет Iron Maiden, но мы не обязательно должны быть на обложках. Многие люди, особенно в Америке, говорили мне, что купили один из наших альбомов, просматривая раздел с винилами, — по старинке — и увидев обложку, сказали: "Вау, посмотрите на это!" и купили альбом, даже не послушав его. Так что обложка выполнила свою задачу».

Вы тоже так поступали, будучи подростком-фанатом прог-рока?

«Я не покупал альбомы из-за обложек. Но я очень любил покупать альбомы. Я испытывал волнение от покупки альбома, от того, что нёс его домой и читал тексты и список участников — иногда даже до того, как послушать музыку. Это было важно. Мне жаль, что это ощущение утрачено. Так что мы были на задней обложке первого альбома, второго альбома, третьего альбома тоже, но не на передней. И я всегда думал, что в будущем, если у нас будет будущее, это будет хорошо».

В 1980 году Maiden всё ещё играли в небольших залах — настоящих потных коробках, таких как Redford Porterhouse.

«Я очень хорошо помню Redford Porterhouse, потому что Def Leppard пришли на тот концерт, и мы отлично провели с ними вечер. Они хорошая компания парней. Мы до сих пор отлично с ними ладим. Они не сильно изменились с тех пор и остались хорошими парнями».

В конце 1980 года у вас был первый крупный тур, вы выступали на разогреве у Kiss в Европе.

«Это было здорово. Kiss очень хорошо к нам относились, и было потрясающе играть для европейских фанатов. В некотором смысле нам повезло, что мы оказались в нужном месте в нужное время, чтобы поехать в тур с Kiss. Но это также было заслугой Рода [Смоллвуда, менеджера группы]. Род отлично справился с этой задачей. Он бывший агент по бронированию, поэтому мог потянуть за несколько ниточек. Он мог сделать то, что другой менеджер, возможно, не смог бы сделать. Так что это был просто удачный случай, когда нужно было сделать всё правильно, и это сработало. И, конечно, нам пришлось работать в поте лица, что мы и сделали».

Так что вы записали ещё один альбом и отправились в ещё одно турне, и продолжили дальше.

«Это всё, чего хочет любая группа — просто иметь возможность играть вживую».

Второй альбом Maiden, «Killers», продюсировал Мартин Бёрч, который работал с Deep Purple и Black Sabbath.

«Я думаю, что "Killers" более точно отражал то, на каком этапе мы были. С Мартином Бёрчем звук стал гораздо мощнее».

Вы написали все песни на этом альбоме, за исключением двух, которые были написаны в соавторстве. Вы испытывали большое давление?

«Нет, я никогда не беспокоился об этом. Мне всегда очень везло с сочинением песен, потому что я всегда был очень плодовитым. Так что у меня никогда не было проблем».

«Killers» был последним альбомом, который группа записала с Полом Ди'Анно. Насколько сложно было вам уволить Пола?

«Это было тяжело, очень тяжело. В какой-то степени это всегда тяжело, когда дело доходит до такого рода вещей. Но, сказав это, я должен отметить, что ему были даны шансы исправиться. Просто так случается».

Для группы смена солиста — это всегда огромный риск. Это было нервное время для вас?

«В таких вещах никогда нет уверенности. Всё может пойти как в одну, так и в другую сторону. Но я помню, как мы были в EMI, когда записывали второй альбом, и я думал: "Сможем ли мы когда-нибудь по-настоящему сделать карьеру, чтобы я мог заниматься этим как полноценной работой?" До третьего альбома мы практически ничего не зарабатывали. Всё, что мы зарабатывали, даже от прав на песни и прочего, сразу же уходило обратно. Это позволяло нам гастролировать. И мы не брали в долг большие суммы у звукозаписывающей компании, что означало бы, что мы оказались бы в долгах навсегда».

Провал никогда не рассматривался?

«Как и во всём: если вы инвестируете во что-то на долгосрочную перспективу, то вы просто должны идти до конца. Но гарантий не было. Мы просто должны были надеяться на лучшее».