Найти в Дзене
Города, поезда и горы

Экскурсия по Санкт-Петербургу на троллейбусе №3 (с оценкой параметров маршрута). Ч. 1. От ул. Маршала Тухачевского до пл. Калинина

Апробировав этот подход на маршрутах №1 и №2 славного города Санкт-Петербурга), я решил продолжить этот цикл. И кроме привычного обзора того, что можно будет увидеть либо непосредственно за окном, либо в непосредственной близости от места прохождения соответствующего маршрута, в конце каждой публикации я еще предложу небольшую числовую оценку его параметров в обе стороны. О самой методике оценки скажу чуть позже. А пока... Уважаемые пассажиры! Занимайте, пожалуйста свои места. Наш троллейбус отправляется от остановки ул. Маршала Тухачевского в направлении Балтийского вокзала (станция метро "Балтийская"). Мы преодолеем около 13 км 850 метров. По прямой же начальную и конечную точки маршрута разделяет 9 км 830 метров (измерено с использованием инструмента линейка Яндекс.Карт - поскольку это первая такая публикация, то здесь я это всё опишу максимально подробно - прим. авт.). Соответственно коэффициент кривизны нашего пути составляет всего лишь 1,409 (аналогично оценке маршрута поезда k к

Апробировав этот подход на маршрутах №1 и №2 славного города Санкт-Петербурга), я решил продолжить этот цикл. И кроме привычного обзора того, что можно будет увидеть либо непосредственно за окном, либо в непосредственной близости от места прохождения соответствующего маршрута, в конце каждой публикации я еще предложу небольшую числовую оценку его параметров в обе стороны. О самой методике оценки скажу чуть позже. А пока...

Уважаемые пассажиры! Занимайте, пожалуйста свои места. Наш троллейбус отправляется от остановки ул. Маршала Тухачевского в направлении Балтийского вокзала (станция метро "Балтийская"). Мы преодолеем около 13 км 850 метров. По прямой же начальную и конечную точки маршрута разделяет 9 км 830 метров (измерено с использованием инструмента линейка Яндекс.Карт - поскольку это первая такая публикация, то здесь я это всё опишу максимально подробно - прим. авт.). Соответственно коэффициент кривизны нашего пути составляет всего лишь 1,409 (аналогично оценке маршрута поезда k кривизны = путь / расстояние). Значение этого показателя находится очень даже на неплохом уровне для городского общественного транспорта (штрафовать маршрут для троллейбусов я буду в том случае, если коэффициент кривизны >2,5).

Ниже вы можете полюбоваться на карту нашего маршрута (голубая линия):

Яндекс.Карты
Яндекс.Карты

На этом маршруте в сторону Балтийского вокзала наш троллейбус совершит 32 остановки (включая конечную, но не включая начальную), соответственно средняя протяженность одного перегона составляет 432,81 м (есть документ, который называется Методические рекомендации по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Минтрансом России 30 июня 2020 года); в соответствии с разделом VI данного документа остановочные пункты должны быть расположены каждые 400-600 м; если средний перегон будет меньше или больше крайних точек указанного интервала, то я буду штрафовать маршрут).

В неких идеальных условиях (оцениваю этот параметр по состоянию на рейс в 6 утра в воскресенье также с использованием сервиса прокладки маршрутов Яндекс.Карты) на преодоление всего маршрута у нас уйдет 56 минут. Соответственно среднее время между остановками составляет около 105 секунд.

Средняя скорость нашего троллейбуса на всей протяженности маршрута составит 14,84 км/ч (в качестве базовой отметки принята скорость 15 км/ч; если скорость будет находиться в интервале 10-15 км/ч, то маршрут штрафуется на 1 балл; если скорость менее 10 км/ч, то маршрут штрафуется на 2 балла; если скорость более 20 км/ч, то маршруту дается 1 бонусный балл). И о других параметрах, которые я буду использовать для оценки маршрутов, я скажу в конце данной публикации.

Ну а пока...

Еще раз ЗДРАВСТВУЙТЕ, уважаемые пассажиры! Мы отправляемся. И наш троллейбус с разворотного кольца поворачивает на улицу, которая носит имя маршала Михаила Николаевича Тухачевского. Одна из самых одиозных фигур времен Первой мировой, Гражданской войны и первых десятилетий существования СССР. Родился будущий маршал в феврале 1893 года. А уже в феврале 1915 года во время Первой мировой войны он попал в плен. Четыре раза Тухачевский пытался совершить побег. После последнего его поместили в специальный лагерь для неисправимых беглецов, который располагался в немецком городе Ингольштадт. Там Михаил Николаевич знакомится с Шарлем де Голлем, с которым будет состоять в переписке почти до самого своего ареста. В сентябре 1917 года он совершит пятый успешный побег. Перейдя через несколько границ он в октябре 1917 года вернется в Россию. А уже с весны 1918 года он будет принимать самое активное участие в боях на стороне "красных" в ходе Гражданской войны. Наверное, успешному развитию карьеры военачальника способствовало то, что он подготовил и реализовал операцию по освобождению Симбирска (наверное, нет смысла напоминать, кто был родом оттуда). Затем были Урал, Сибирь, юг России. После окончания Гражданской войны он дослужился до должности первого заместителя наркома обороны, но в мае 1937 года был арестован, а 12 июня того же года расстрелян по обвинению в подготовке военного заговора, шпионаже и измене Родине.

Бывал ли Тухачевский в Ленинграде (Петрограде, Петербурге)?! Да! Достоверно известно о нескольких его фактах нахождения в городе. Прежде всего, можно отметить, что будущий маршал оказался в Петрограде 16 октября 1917 года (через 4 дня после пересечения границы). Здесь он принял сторону "красных". Достаточно часто можно услышать историю о том, как Тухачевский прощался с однополчанами из Семеновского полка, которые решили уйти на Дон, примкнув к белой гвардии. Считается, что на прощание он им сказал: "Я остаюсь, сейчас мне по пути с большевиками". 3 года (1928-1931) он командовал войсками Ленинградского военного округа. Так что город сыграл не последнюю роль в его жизни (как и он для города).

Ну а пока мы едем по улице Маршала Тухачевского, посмотрите, пожалуйста, налево. Здесь вы можете увидеть здание арт-отеля "Карелия". Это уникальный объект не только для города! Для мира! В 2012 году он вошел в Книгу рекордов как самая большая 3D картина в мире. Здание фактически превратили в 3-х мерный чемодан с площадью поверхности более 15,5 тыс. кв. м. Выглядело это следующим образом:

Фото с сайта https://raskrasimvse.ru/art-hotel-karelia. Взято с Яндекс.Картинки
Фото с сайта https://raskrasimvse.ru/art-hotel-karelia. Взято с Яндекс.Картинки

Ну а возводили этот объект когда-то к Олимпиаде-1980. Если верить снимку с Яндекс.Панорамы, то здание в таком виде существует до сих пор:

Яндекс.Карты (сервис Яндекс.Панорамы)
Яндекс.Карты (сервис Яндекс.Панорамы)

Кстати, возле гостиницы расположено несколько интересных арт-объектов, например, бык на скамье. Вдоль арт-отеля на северо-восток-север к проспекту Маршала Блюхера уходит улица Буренина. Это видный деятель революционного движения, который в 1917 году в составе группы обеспечивал безопасность самого лидера мирового пролетариата.

А наш троллейбус поворачивает на Апрельскую улицу. Названа она не столько в честь месяца в году, сколько в честь важнейшего документа, который увидел свет в апреле 1917 года - это так называемые "Апрельские тезисы" В.И. Ленина, которые провозглашали путь на переход от буржуазно-демократической революции к социалистической. Этим же документом декларировался отказ партии большевиков от поддержки Временного правительства.

Прямо у остановки справа по ходу движения троллейбуса будет кинологическая площадка, а от неё вдоль улицы будет отходить липовая аллея. Там установлен вот такой памятный камень:

Фото 2ГИС
Фото 2ГИС

А вот и увеличенная надпись с этого камня (силою воображения представьте, что все это иллюстрируется на мониторе в троллейбусе):

Фото 2ГИС
Фото 2ГИС

Аллея была высажена к 100-летию службы уголовного розыска. Известна и точная дата высадки - 16 мая 2018 года.

Фактически же Апрельская улица проходит прямо через Полюстровский парк. Он создавался к 50-летию Октябрьской революции и изначально и носил такое имя. Переименован же был в год 90-летия революции. О том, что парк был заложен к 50-летию революции, напоминает вот такая стела:

Фото 2Гис
Фото 2Гис

Вот только из окна троллейбуса вряд ли получится ее увидеть, поскольку она в юго-восточной стороне парка.

Когда-то эти места были знамениты выходами источников минеральной воды. "Стальными водами" "баловался" еще Петр I. А в XIX веке здесь организовали целый курорт. Однако пожар 1868 года уничтожил организованное курортное дело в этом месте.

Ну а наш троллейбус поворачивает на проспект Металлистов. И на углу будет вторая остановка на нашем пути. Как раз - Проспект Металлистов / угол Апрельской улицы. Имя проспекту Металлистов присвоили в начале 60-х гг. ХХ века. Тогда в этом месте решили возвести целый жилой массив для работников Ленинградского металлического завода. Именно работники этого предприятия первыми в стране освоили выпуск паровых и гидравлических турбин.

По проспекту Металлистов нам следовать достаточно долго. Первый же крупный перекрёсток будет с еще одной знаковой магистралью для города - Пискаревским проспектом. Справа по ходу движения останется несколько спортивных сооружений. И вот прямо на перекрестке улиц в небольшом сквере будет расположена стела со скульптурой Спортсмен с ребенком:

Фото 2ГИС
Фото 2ГИС

Скульптура еще явно советских времен. Вроде бы здесь находится школа олимпийского резерва, специализирующаяся на гимнастике.

За перекрестком еще одна остановка - Пискарёвский проспект. Далее наш троллейбус движется по проспекту Металлистов в направлении Замшиной улицы. И слева нас поджидает еще одна достаточно крупная зеленая зона - Любашинский сад. Сад был заложен параллельно с застройкой самого района в 60-е гг. А назван он так потому, что когда-то на этом месте находился Любашинский проспект. Вот эту улицу, а также Головкинскую улицу и Покровскую улицу в итоге и объединят в проспект Металлистов. Из окна троллейбуса не видно, но в прилегающей к проспекту части сада расположен достаточно живописный фонтан вот с такой вот скульптурой босоногого ангела:

Фото 2ГИС
Фото 2ГИС

Ну и, конечно, предвижу следующий вопрос: а кто же такой Замшин, что в его честь назвали такую достаточно крупную улицу. Тут скорее не в честь его заслуг (хотя личностью он был весьма знаковой), сколько потому, что в северной части улицы располагалась его дача. А сам Андрей Иванович Замшин был врачом-гинекологом, профессором Повивально-гинекологического института им. Дмитрия Оскаровича Отто, чьим заместителем он собственно и являлся.

И вот что интересно: это именно Замшина улица, а не улица Замшина. То есть еще раз подчеркивается, что это в общем-то не в честь человека. Троллейбус движется уже по совсем узкой части проспекта Металлистов. И слева здесь будет примыкать улица Федосеенко. Здесь уже без вариантов - естественно, что названа она в честь человека. Павел Федорович Федосеенко - личность легендарная для всех, кто хотя бы немного увлекается различными летательными аппаратами. Он был командиром героического экипажа стратостата "Осоавиахим-1". Это и гласит собственно мемориальная табличка, установленная на одном из зданий по этой улице:

Фото 2ГИС
Фото 2ГИС

Еще в 1919 году (сам он 1898 года рождения) Павел Федорович закончил воздухоплавательные курсы, а в 1922 году - курсы пилотов-аэронавтов. Вот после этого и началась его карьера, связанная с установлением многочисленных рекордов. В 1924 году он впервые в СССР поднялся в небо на аэростате, который был наполнен светильным газом. Если коротко, то это некая смесь водорода, метана и угарного газа. 15 ноября 1927 года он продержался в воздухе на аэростате 23 часа 57 минут. Стартовал экипаж из Ленинграда, а приземлился на территории Латвии. В 1933 году рекорд был доведен до 43 часов.

30 января 1934 года он был командиром стратостата "Осоавиахим-1", который по официальным данным достиг высоты 21946 метров (по неофициальным, превысил 22000 метров). Продолжительность полета составила 7 часов 4 минуты. Но при спуске экипаж разбился.

Есть и еще пара интересных фактов из биографии этого человека. Вообще-то он увлекался живописью и мечтал стать агрономом. А через 26 дней после его гибели у него родилась дочь, которую назвали... Павла. Она тоже была связана с авиацией, окончила Московский авиационный институт.

Формально улица Федосеенко продолжается и правее проспекта Металлистов, но там это скорее проезд между домами.

А наш троллейбус уже вплотную подъехал к Кондратьевскому проспекту и приготовился к выполнению левого поворота на эту магистраль, на которой сразу же за углом будет располагаться уже шестая остановка по ходу нашего следования - Кондратьевский проспект, угол проспекта Металлистов. Чуть-чуть мы не доехали до Главного управления МЧС по Санкт-Петербургу. Это угол проспекта Металлистов и Лабораторной улицы. Там рядом установлен памятник вот такой Пожарной машине:

Фото 2ГИС
Фото 2ГИС

Ну а у нас очередной логичный вопрос - в честь кого назван Кондратьевский проспект в Санкт-Петербурге. В честь участника революционных событий и Гражданской войны, которому на момент гибели было ... 18 лет. Александр Кондратьев. Он жил в этом районе, когда улица называлась еще Безбородкинский проспект. Погиб в 1918 году под Бугульмой. По легенде, окруженный белогвардейцами, сказал фразу: "Коммунисты не сдаются!". Одним из первых в стране был награжден орденом Красного Знамени. Решение о переименовании улиц примут тогда же - в 1918 году. В 90-е гг. ХХ века проспект хотели переименовать, но решили, что Безбородкинский - это трудное для произношения название. Да и Кондратьевский - это было уже скорее просто название - кто такой Александр Кондратьев уже почти никто не помнил.

Кондратьевский проспект - это снова 4-х полосная улица, по которой мы приближаемся к площади Калинина. Ну углу с улицей Васенко находится технический колледж управления и коммерции. Ну а сам Андрей Богданович Васенко был еще одним членом экипажа стратостата "Осоавиахим-1". Третьим был Илья Давыдович Усыскин. Переулок, названный его именем, соединяет по весьма замысловатой траектории Кондратьевский проспект и улицу Васенко.

А нас же интересует, конечно, собственно площадь Калинина, которая знаменита в том числе зданием кинотеатра "Гигант". На момент постройки в середине 30-х гг. ХХ века это был самый большой кинотеатр города. Его зал вмещал 1400 человек!

Гигант и колледж на заднем плане. Фото 2ГИС
Гигант и колледж на заднем плане. Фото 2ГИС

Троллейбус же небольшим изгибом минует площадь Калинина с памятником всесоюзному старосте:

Площадь Калинина. Яндекс.Карты (Яндекс.Панорамы)
Площадь Калинина. Яндекс.Карты (Яндекс.Панорамы)

Это, кстати, какой-то очень странный для Петербурга перекресток. Эдакий еще один Пять углов (если не шесть):

Яндекс.Карты
Яндекс.Карты

Эх, на сегодня нужно заканчивать. А я только вошел в азарт. Но завтра в 8 утра уже очередной экзамен у моих дорогих студентов. Надо быть в приподнято праздничном настроении ведь "экзамен для меня всегда праздник" ) Сейчас же я всё-таки быстренько опишу, как буду оценивать маршруты.

Некоторые параметры я привел уже в начале данной публикации. Поэтому просто коротко пройдусь по оставшимся. Кроме уже описанных, я буду оценивать коэффициент разбалансировки маршрута по расстоянию (большее / меньшее расстояние в каждую сторону движения), коэффициент разбалансировки по времени (большее / меньшее время в каждую сторону), коэффициент разбалансировки по числу остановок (большее / меньшее число остановок). Если какой-либо из коэффициентов превысит 1,1, то еще (-1) балл (за каждое превышение). Базовая же оценка всех маршрутов - 10 баллов, которую я затем буду корректировать.

Спасибо, что следите за каналом! До встречи на новых публикациях!