Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Возможна ли жизнь на Нибиру?

Нет, обсуждать творчество Захарии Ситчина мы не будем. Хотя бы ввиду малого количества читателей, способных всерьёз воспринимать его фантазии целиком. Нибиру упоминается в комментарии лишь как пример планеты, заведомо находящейся за пределами «зоны Златовласки». Бактериям, гипотетически населяющим подлёдные океаны, конечно, всяческие «зоны» не указ. Но может ли на такой развиться жизнь высокоорганизованная и завестись какие-нибудь разумные аннунаки? ...Но сначала следует уточнить вводные. Читатель хочет, чтобы планета прямо по ситчинскому канону крутилась по очень вытянутой эллиптической орбите – с периодом 3600 лет. А это предполагает большую полуось на уровне 250 астрономических единиц. Последнее, в свою очередь означает, что практически всё время тело будет проводить вблизи точки стояния, находящейся от Солнца вдесятеро дальше орбиты Плутона. При таких условиях каким-либо влиянием звезды на климат планеты можно пренебречь… И само по себе это не приговор. Однако, если уж фантастиче

Нет, обсуждать творчество Захарии Ситчина мы не будем. Хотя бы ввиду малого количества читателей, способных всерьёз воспринимать его фантазии целиком. Нибиру упоминается в комментарии лишь как пример планеты, заведомо находящейся за пределами «зоны Златовласки». Бактериям, гипотетически населяющим подлёдные океаны, конечно, всяческие «зоны» не указ. Но может ли на такой развиться жизнь высокоорганизованная и завестись какие-нибудь разумные аннунаки?

-2

...Но сначала следует уточнить вводные. Читатель хочет, чтобы планета прямо по ситчинскому канону крутилась по очень вытянутой эллиптической орбите – с периодом 3600 лет. А это предполагает большую полуось на уровне 250 астрономических единиц. Последнее, в свою очередь означает, что практически всё время тело будет проводить вблизи точки стояния, находящейся от Солнца вдесятеро дальше орбиты Плутона. При таких условиях каким-либо влиянием звезды на климат планеты можно пренебречь… И само по себе это не приговор. Однако, если уж фантастическое допущение рассматривается с точки зрения науки, приходится отметить, что каменистой планете на такой орбите просто неоткуда взяться.

На орбиту, соответствующую описанию орбиты Нибиру, может встать только планемо, – объект не достигающий минимальной «звёздной» массы, но родившийся, подобно звезде из сгущения туманности самостоятельно. Известно достаточно много экзосистем с планемо, – по сути «кратных». Однако все планемо – газовые гиганты, массой, как минимум, с Сатурн.

-3

Планеты же рождаются на круговых орбитах. А в том числе каменистые только на вблизи звезды, – внутри снегового пояса. Если данное условие не соблюдено, землеподобный мир не получится, так как массивное каменное ядро начнёт собирать снег, образуя ледяной гигант, подобный Нептуну, – а там, если массы хватит, и газы, превратившись в гигант газовый... При этом нет никакого разумного сценария, при котором внутренняя планета, находящаяся в глубине гравитационной ямы солидной, – как минимум, с Солнце, – звезды перешла на орбиту настолько вытянутую. И тем более, покинула систему, чтобы присоединиться к другой… Только вешние планеты при определённых обстоятельствах могут быть потеряны.

...То есть, здесь уже видно, что допущение излишне фантастично. Землеподбные планеты изначально образуются плюс-минус в зоне обитаемости, и не могут этот регион покидать. По крайней мере при вменяемых обстоятельствах. Можно придумать какой-нибудь треш с образованием временной кратной системы, с гибелью солнц, но вопрос-то, по сути, был в другом. В возможности жизни за пределами «зоны Златовласки». Для рассмотрения же такого сценария экстрим в духе Нибиру, летящей по «кометной» орбите, – избыточен. Достаточно представить планету на орбите с радиусом 1.5-3 астрономические единицы.

Для случая «земли» такая возможность уже рассматривалась. Планета слишком удалённая от Солнца необратимо замерзает примерно через 3 миллиарда лет, – то есть, ещё до появления сколько-нибудь интересных животных, не говоря уж о разуме. Но уже суперземле такая участь не грозит.

Здесь надо напомнить, что планеты образуются из меньших тел, которые падают на поверхность растущей протопланеты. При этом кинетическая энергия в размере mv2/2,где v –вторая космическая скорость, переходит в тепловую. Таким образом, выделение ударного тепла на единицу массы растёт прогрессивно. Земля, будучи лишь в 10 раз тяжелее, на этапе формирования аккумулировала в 40 раз больше энергии, чем Марс… Но ведь и Марсу хватило внутреннего тепла, чтобы миллиард или полтора лет, находясь за пределами зоны Златовласки, сохранять воду у себя на поверхности жидкой. Архейская же Земля представляла собой перегретый ад, не кипящий только из-за высокого давления первичной атмосферы, изначально в 50 раз более плотной, чем современная, – и Солнце к этому безобразию вообще не имело отношения. Ничего б не изменилось в его отсутствие.

Молодая суперземля окажется ещё горячее, и атмосфера, плотнее чем у молодой Земли, но также состоящая из самых парниковых газов, – будет препятствовать остыванию, впитывая тепло из огненных рек… В этом-то, в принципе, и заключается первая проблема. Суперземля, независимо от расстояния до звезды, скорее всего сразу перегреется, – условия для перехода воды в жидкую фазу на ней сложатся лишь спустя миллиард или два лет. Непонятно, как эта особенность отразится на вероятность зарождения жизни, но развитие биосферы будет задержано на весь срок предварительного остывания планеты.

-4

Вторая особенность «холодной суперземли», – очень плотная и никак не желающая «выгорать» атмосфера. Первичный состав – метан, аммиак, – будет удерживаться прочно сильной гравитацией, и окажется защищён от разложения удалением от источника радиации – звезды – и сильным магнитным полем (таковое у суперземли не теряющей скорость вращения – будет). К небулярным же газам присоединятся углекислота и пар, выходящие из недр в количестве также большем, чем может произвести планета земной массы.

С паром – ладно. Он конденсируется. Однако переработку водородсодержащих газов – для превращения атмосферы во вторичную – азотно-углекислую – живым организмам придётся взять на себя. Пока метан и аммиак не выгорят полностью, окислительной атмосфера не станет… А если абсолютное количества подлежащих пережиганию газов хотя бы на порядок больше? Решение задачи потребует дополнительного времени.

Большого ли? Земным бактериям потребовалось на превращение атмосферы в окислительную около двух миллиардов лет. И тут ещё Солнце помогало. Бактериям же на суперземле… ну, допустим (и это будет очень вольное допущение) – четыре. Плюс ещё пару миллиардов на эволюцию от цианеи до разума. Итого: восемь…

-5

...И тут – сюрприз! Солнце, как раз, выработало ресурс, превратилось в субгигант и планета на несколько сотен миллионов лет попадает в новую зону Златовласки. Но, может, и не попадает, если в качества светила выбрать оранжевый карлик. Однако второе потенциально ещё более опасно.

Ведь запас внутреннего тепла у суперземель, хоть и велик, но исчерпаем. Планета массой 2-3 земных в возрасте 8 миллиардов лет ещё сохранит дееспособность, – сможет поддерживать тектонику плит. Но и не более того. Доля внутреннего тепла в общем потреблении, как на современной Земле, упадёт до 1%. Хватит ли одного усиленного парникового эффекта, чтобы предотвратить замерзание океанов, – вопрос.

Планета массой под 10 «земель» будет чётко видеть в гробу своё солнце и в возрасте 8 миллиардов лет. Но там формирование условий для возникновения развитой биосферы столкнётся с ещё большими затруднениями на старте, – охлаждение и переработка атмосферы продлятся дольше. Не факт, что в итоге жизнь, – вызрев, – окажется в лучшем положении.

...То есть, населённые аннунаками планеты вне зоны Златовласки теоретически могут существовать, но искать их нужно на орбитах звёзд, сравнительно с Солнцем, старых.