Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

Бакинские места и их незабываемые личные приметы

Наша память — удивительная кладезь информации, большая часть которой находится под замком. Когда я начал писать о своих ассоциативных воспоминаниях об известных бакинских объектах, то и не предполагал, что с ними связано столько личных историй. Но стоило начать — и я словно окунулся в свое детство. По каждому из них я бы мог написать отдельный, полноценный рассказ-воспоминание, поэтому пришлось приложить немало труда, чтобы сократить и обрезать фонтанирующие картины из прошлого. Для каждого бакинца гид свой, но предыдущая статья показала, что многое в нем и общего, ведь наше мировосприятие, воспитание и отношение к Баку были во многом схожими. Театр юного зрителя запомнился Новогодней елкой и первым в жизни увиденным Шахта Бабой. Оказывается в ТЮЗе проводились елки на русском и азербайджанском языках, а мы не знали. Кто-то из знакомых, по-моему, даже тетя, подарил мне билет на Новый год, и он перевернул детское сознание. Дед Мороз, говорящий на азербайджанском языке, стал сильным удар
Оглавление

Наша память — удивительная кладезь информации, большая часть которой находится под замком. Когда я начал писать о своих ассоциативных воспоминаниях об известных бакинских объектах, то и не предполагал, что с ними связано столько личных историй. Но стоило начать — и я словно окунулся в свое детство.

По каждому из них я бы мог написать отдельный, полноценный рассказ-воспоминание, поэтому пришлось приложить немало труда, чтобы сократить и обрезать фонтанирующие картины из прошлого.

Гид по Баку из детства

Для каждого бакинца гид свой, но предыдущая статья показала, что многое в нем и общего, ведь наше мировосприятие, воспитание и отношение к Баку были во многом схожими.

ТЮЗ

Театр юного зрителя запомнился Новогодней елкой и первым в жизни увиденным Шахта Бабой.

ТЮЗ, 1972
ТЮЗ, 1972

Оказывается в ТЮЗе проводились елки на русском и азербайджанском языках, а мы не знали. Кто-то из знакомых, по-моему, даже тетя, подарил мне билет на Новый год, и он перевернул детское сознание. Дед Мороз, говорящий на азербайджанском языке, стал сильным ударом по детской психике, но больше всего поразила Гар Гыз с черными бровями.

Пара настолько не подходила под мои представления о новогоднем Деде с внучкой, сформированные в основном по фильмам-сказкам по ТВ, что я все представление ждал, что появятся настоящие Дед Мороз со Снегурочкой и разоблачат мошенников. Более того, как активный мальчик, я пытался убедить других детей остерегаться фальшивых дедушку и внучку.

А дети веселились с Шахта Бабой, водили хороводы с Гар Гыз; на странного, суетливого мальчика, говорящего на незнакомом языке, мало кто обращал внимания.

Центральные кинотеатры

Для меня родным был "Ветен", куда меня отправляли с раннего детства, когда в нашу коммунальную комнату набиралось много неожиданных гостей. Давали кому-нибудь из соседских пацанов постарше рубль на кино и прицепляли меня довеском. Наверное, поэтому воспоминания о кинотеатре "Ветен" — это в первую очередь игровые автоматы (они как раз появились в одно из таких моих посещений).

Кинотеатр "Азербайджан" мне не нравился. Даже не знаю чем. Запомнилось только, что выходишь из него под впечатлением фильма и сразу попадаешь на одну из самых оживленных бакинских улиц — Джапаридзе. Неприятное ощущение.

Улица Джапаридзе у выхода из к/т Азербайджан, 1976
Улица Джапаридзе у выхода из к/т Азербайджан, 1976

"Низами" — это фестивальные фильмы, которые котировались по уровню присутствовавшей в них эротики. Именно на такие фильмы билеты с рук стоили дороже всего. А порой идешь на фестивальный фильм с родителями или позже со знакомой, а там — скабрезная сцена... Не знаешь, куда провалиться от стыда.

"Низами", 1963
"Низами", 1963

Кафе "Сахил"

Кафе "Сахил" открыло для меня кофе глясе, которое вызвало одно из самых ярких вкусовых ощущений детства. Это было неописуемо вкусно и совершенно по новому, ничего подобного я не пробовал.

Кафе "Сахил", 1973
Кафе "Сахил", 1973

Позже в "Сахиле" перестали добавлять в напиток сливки, и он потерял свою яркость. Зато в кафе можно было заказать бокал шампанского, что сделало его популярным среди парочек.

Площадь "Азнефть"

Самым привлекательным объектом на площади была стекляшка, стоящая рядом с Домом медицинских работников (на спуске из Губернаторского садика). Там был вкуснейший молочный коктейль.

-5

Иногда в коктейль добавляли капельку сиропа, и он приобретал розоватый оттенок.

Другим знаковым местом из детства была остановка в сторону Шиховского пляжа. Никакая жара и чудовищный басабас не могли затмить момента, когда в окне автобуса появлялась пляжная полоса с характерными барашками набегающих волн.

Неописуемое счастье бытия!

Молоканский сад

В Молоканский садик я стал вывозиться еще в младенчестве, и сколько себя помню там обитал древний старичок с тростью, в круглых очках и бородкой Хоттабыча. Я его считал настоящим волшебником.

Молоканский сад, 1961
Молоканский сад, 1961

Старик действительно был странный. Обычно сидел и что-то бормотал себе под нос, но если рядом был ребенок, то начинал рассказывать какие-то сказочно-фантастические истории, якобы произошедшие с ним. Мамаши опасались располагаться со стариком на одной скамейке, поэтому, набегавшись, я часто садился отдыхать на пустое место рядом.

Иногда мне кажется, что в своих чудных историях, он полностью предсказал всю мою последующую жизнь. Некоторые моменты из его повествований совпали с произошедшими со мной до мельчайших подробностей.

Голубятня у входа в Молоканский сад
Голубятня у входа в Молоканский сад

Последний раз старика я видел, когда уже был юношей и давно переехал на Разина. Он совершенно не изменился и все так же что-то бормотал, сгорбившись на краюшке скамьи. Я посидел минут пять рядом, пытаясь разобрать его слова. Искоса поглядывал на знакомый с детства профиль, стараясь разглядеть в нем признаки разума, а когда уже встал, чтобы уходить, услышал за спиной: "А ты вырос...".

Больше старика я не видел, хотя часто специально захаживал в сквер, когда навещал бабушку.

Бакинские пляжи

Наверное, не ошибусь, если скажу, что пляж был мечтой каждого маленького бакинца. Мы им грезили все лето. Даже если во время отпуска родителей удавалось выбраться в пансионат на берегу моря или на дачу, то уже через неделю после возвращения тяга к морю возобновлялась с прежней силой.

Пляж Бузовны, 1974
Пляж Бузовны, 1974

На Шихово я ездил с родителями только на выходных, поэтому пляж запомнился огромным скоплением людей: добродушных, веселых, но располагавшихся с такой плотностью, что иногда пройти к морю было проблематично. Большинство приезжало с семьями, поэтому на расстеленных тканях у них всегда лежала еда и термос. Дети периодически подбегали за питьем, им впихивали в руки помидор или вареную картошку, и они опять убегали в полосу прибоя.

Я один раз потерялся на Шихе — пошел помочить ножки, а на обратном пути заплутал. Меня вернули родителям с набитым до отвала брюхом и кульком с разными сладостями.

Шиховский пляж, 1989
Шиховский пляж, 1989

Приморский и Бузовны-Мардакянская зона пляжей запомнились барханами раскаленного песка и поездками на электричке с выбитыми стеклами. Если удавалось сесть у окна, то удовольствие было не меньшее, чем от посещения пляжа.

Обычно самого маленького засаживали на свободное место прямо через окно, а иногда и охламоны старшего возраста лезли в него.

Станция "Приморский"
Станция "Приморский"

Бильгя — хороший дикий пляж, Говсаны — запах рыбы и тина, Нардаран — песок с ракушками, Пиршаги — ... ни разу не был.

Летом частенько, я лгал родителям, что поехал на тренировку, и отправлялся с друзьями на один из бакинских пляжей, и каждый раз бывал изобличен. Долго не мог понять, в чем дело. Потом дошло, что от вещей после бассейна пахло хлоркой.

Пляж Бильгя
Пляж Бильгя

Это не конец. Продолжу, наверное. У меня есть много чего еще рассказать, так что придется потерпеть. )