Der Spiegel | Германия
Прочность Европы во многом зависит от единства Берлина и Парижа, но этот тандем начинает шататься, пишет Der Spiegel. Между Макроном и Мерцем накопились неразрешимые противоречия по многим вопросам. Не последний из них — тема переговоров с Путиным и передача Украине российских активов.
Лео Климм (Leo Klimm), Пауль-Антон Крюгер (Paul-Anton Krüger), Тимо Леман (Timo Lehmann)
Французский президент ищет контакта с Путиным, немецкий канцлер зашел в тупик на саммите ЕС: центральный дуэт Европы выглядит разобщенным. Это представляет опасность в тот момент, когда континент сталкивается с вопросами, от которых зависит его будущее.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
В Берлине предпочитают не раздувать эту щепетильную тему. Когда федеральное правительство спрашивают о деликатной инициативе Эммануэля Макрона начать прямые переговоры с Владимиром Путиным, ответы звучат односложно.
До сих пор ведь не было никакого телефонного разговора между французским президентом и российским лидером Владимиром Путиным по поводу конфликта на Украине, отмахивается представитель правительства в Берлине. Есть лишь "взаимные сигналы, которые мы заметили". И нет, уверяет он, никаких опасений, что европейская сплоченность перед лицом московского руководства может дать трещину из-за предложения Макрона, у правительства нет.
Но сложившееся впечатление почти невозможно развеять: похоже, шаг французского лидера не был согласован с Фридрихом Мерцем. Канцлеру, судя по всему, остается только как можно более демонстративно не замечать эту историю, если он хочет избежать открытой ссоры с Францией.
Европу ждет страшная война в 2026 году — и она к этому совершенно не готова
"В полной прозрачности"
"Думаю, вновь будет разумно поговорить с Владимиром Путиным", — заявил Макрон несколько дней назад. Позже в Елисейском дворце добавили: предполагаемый разговор президента с Путиным должен состояться "в полной прозрачности" по отношению к Владимиру Зеленскому и европейским партнерам. Однако, чем сдержаннее на план Макрона реагируют эти партнеры, прежде всего Германия, тем более довольным выглядит Кремль: Путин, говорят в Москве, готов к диалогу.
Эпизод с неожиданным предложением Макрона вписывается в целую серию германо-французских разногласий, которые всё труднее маскировать. Тандем Мерц – Макрон, стартовавший многообещающе и призванный двигать Европу вперед и удерживать ее вместе, начинает шататься. И столкновение уже не кажется невозможным.
Оба лидера ослаблены во внутренней политике и тем сильнее жаждут внешнеполитической самопрезентации. Оба заявляют претензию и на лидерство в ЕС, и на то, чтобы представлять Союз в мире, который становится всё опаснее перед лицом США, России и Китая. Но в момент, когда для Украины и для всей Европы на кону стоят вопросы выживания, ключевой дуэт континента выглядит всё более несогласованным.
Мелони пользуется шансом
Будь то финансовая помощь Украине в противостоянии с Путиным, ключевые проекты по укреплению собственной обороноспособности или торговое соглашение ЕС со странами южноамериканского блока МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки) — не прошло и восьми месяцев с момента вступления Мерца в должность, а между ним и Макроном уже многое идет со скрипом.
Правопопулистский премьер-министр Италии Джорджа Мелони на последнем саммите ЕС уже сумела этим воспользоваться, чтобы продавить итальянские интересы: она, например, затормозила решение по соглашению с МЕРКОСУР. Другие силы, недоброжелательно настроенные к Европе, тоже могут попытаться занять эту германо-французскую нишу. Ведь прочность Европы во многом измеряют единством Берлина и Парижа.
Еще совсем недавно Макрон и Мерц почти восторженно демонстрировали "новый старт" отношений. В мае, при первом визите Мерца на новой должности в Елисейский дворец, они обнимались; в августе они вместе ужинали под звездным небом в летней резиденции французского президента на Лазурном Берегу.
С французской стороны ожидания были высокими. После мучительных лет с предшественником Мерца Олафом Шольцем в канцелярию наконец пришел человек, который, как считали в окружении Макрона, на фоне разрушения европейско-американских связей при президенте США Дональде Трампе разделяет схожие представления о европейской самостоятельности. Мерц к тому же сносно говорит по-французски, в отличие от своего предшественника.
Мир вращается слишком быстро
"Очарование быстро рассеялось", — считает Якоб Росс (Jacob Ross), эксперт по Франции и оборонной политике в Немецком обществе по внешней политике (Deutsche Gesellschaft für Auswärtige Politik, DGAP). "У Мерца и Макрона по многим острым вопросам просто нет времени, чтобы искать германо-французские компромиссы". Обычно преодоление разногласий между Берлином и Парижем — это кропотливая, сильно институционализированная работа. "Но сегодня это уже не получается сделать. Поэтому легко выглядит так, что один обходит другого", — говорит Росс.
Иначе говоря, мир конца 2025 года вращается слишком быстро для германо-французского дуэта.
Тот факт, что европейцы пытаются начать разговор с Путиным, чтобы перестать быть зрителями в переговорах по Украине, Росс ошибкой не считает. Но он сомневается в другом: Макрон идет вперед в одиночку. "Сомнительно, о чем он вообще может договариваться с Путиным". Глава Кремля, по словам эксперта, знает: в Европе именно немцы оказывают Зеленскому наибольшую военную и финансовую поддержку. Разговаривая с Макроном, Путин лишь предоставляет французскому лидеру сцену, которой тот так добивается в мировой политике. "А себе Путин тем самым дает шанс вбить клин между Германией и Францией".
Курс Макрона по украинскому конфликту богат разворотами. Французскому президенту, впрочем, приписывают заслугу в том, что за последние полтора года сформировалась сплоченная так называемая коалиция желающих для поддержки Украины: 35 преимущественно европейских государств помогают стране в противостоянии с Путиным и нередко готовы после прекращения огня участвовать в обеспечении безопасности на Украине.
Но после начала боевых действий в 2022 году французский президент сначала настаивал на том, чтобы сохранять контакт с российским коллегой, он даже предупреждал, что Путина нельзя "унижать". Позже, в 2024 году, Макрон выступил с прямо противоположной идеей: отправить на Украину сухопутные подразделения. Летом Макрон впервые за три года снова поговорил с Путиным по телефону. Правда, тогда речь шла прежде всего об иранской ядерной программе.
Нынешнее предложение о контакте с российским коллегой Елисейский дворец объясняет изменившейся ситуацией вокруг Украины. "Поскольку перспектива прекращения огня и мирных переговоров становится всё ближе, вновь будет полезно говорить с Путиным, — такой тезис формулируют в окружении Макрона. — В ближайшие дни мы обсудим, как лучше действовать".
Мерц не исключает разговора с Путиным
Вполне возможно, что к этим действиям относится и процесс координации с Мерцем. Канцлер "никогда в принципе не исключал" разговора с Путиным, говорит представитель правительства в Берлине. Но ничего конкретного на этот счет нет.
Германо-французская согласованность, похоже, нужна как никогда. Тем более что на саммите ЕС в Брюсселе на прошлой неделе Макрон деятельно участвовал в том, чтобы нанести немецкому канцлеру политическое поражение.
Мерц хотел во что бы то ни стало использовать для финансовой поддержки Украины замороженные российские активы на миллиарды евро, которые хранятся в бельгийской компании Euroclear. Этот план провалился — не в последнюю очередь из-за Макрона: по словам участников саммита, он не хотел, чтобы страны ЕС в неограниченных масштабах отвечали за риски Бельгии. И уж тем более он не хотел, чтобы ради спасения Украины задействовали российские миллиарды евро, которые лежат во французских коммерческих банках. В итоге лидеры ЕС договорились вместо этого о совместном заимствовании — финансовом инструменте, за который Макрон по французской традиции выступает уже много лет, а Мерцу он совсем не по душе.
Мерц торопит, Макрон тормозит
Еще более жесткими оппонентами президент и канцлер оказываются в вопросе торгового соглашения со странами МЕРКОСУР. В этом вопросе Мерц с напором добивался того, чтобы ЕС после четверти века переговоров наконец поставил точку и заключил договор.
Макрон перед саммитом маневрировал. Под впечатлением от масштабных протестов французских фермеров против сделки с МЕРКОСУР он в итоге выступил против позиции федерального канцлера.
Макрону осталось работать на посту лишь немногим больше полутора лет. Затем, согласно конституции, он должен уйти. Такой короткий политический "остаток" имеет последствия: "Макрон в ближайшие месяцы будет еще сильнее терять влияние", — считает эксперт Росс. Чем слабее глава государства внутри своей страны, тем активнее он, вероятно, станет действовать на европейском политическом поле. "Ему захочется развеять впечатление, будто теперь только Мерц дергает за ниточки".
Так что конфликты, похоже, запрограммированы. В одном германо-французском проекте, который вообще-то должен был укрепить обороноспособность Европы, противоречия уже настолько сильны, что его едва ли удастся спасти: план создания совместной системы воздушного боя FCAS — комплекса из истребителей, дронов и "боевого облака" — близок к провалу.
В 2017 году Макрон запустил этот проект стоимостью 100 миллиардов евро вместе с предшественницей Мерца Ангелой Меркель. В конце августа 2025 года Мерц и Макрон пообещали до конца года урегулировать затяжной спор между участвующими авиастроителями — Dassault и Airbus. Однако парижская компания Dassault предпочитает производить новое оружие в одиночку: вместо совместного истребителя, который должен заменить боевые самолеты соответствующих ВВС к 2040 году, компания хочет создать машину полностью своими силами. Кризисные переговоры, которые министр обороны Германии Борис Писториус провел в середине декабря со своей парижской коллегой, ожидаемого прорыва не принесли.
Бои идут повсюду. Уходящий год побил мрачный рекорд в истории человечества
В Берлине специалисты по оборонной политике уже готовятся к тому, что в итоге появятся два разных боевых самолета: один для Германии, другой для Франции. В похожем ключе в ноябре высказался в интервью журналу Der Spiegel и генерал-лейтенант Хольгер Нойман, инспектор люфтваффе. "Очень похоже на то, что от проекта откажутся", — говорит представитель Немецкого общества по внешней политике (Deutsche Gesellschaft für Auswärtige Politik, DGAP) Якоб Росс.
Еще больше новостей в телеграм-канале ИноСМИ >>