Magyar Nemzet | Венгрия
Последним мирным годом для Европы может оказаться 2025, заявил Виктор Орбан в интервью Magyar Nemzet. Премьер-министр объяснил, как ЕС довел себя до такого разрушительного состояния, выбраться из которого будет не то что сложно, а скорее невозможно.
Петер Чермей (Csermely Péter)
— Уважаемый премьер-министр, считаете ли ли вы, что для Европы 2025 год может стать последним годом мира?
— Да, этого нельзя исключать.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
— Сама мысль, что такой вопрос вообще может возникнуть, уже потрясает.
— Мы отвыкли от войны. Последняя крупная европейская война закончилась в 1945 году, и с тех пор прошло восемьдесят лет. Для Европы это чрезвычайно редкое состояние. Долгое время народы континента удерживали от войны ядерные оружия массового поражения. Все исходили из того, что любой европейский конфликт неизбежно перерастет в ядерную мировую войну. Этот страх витал восемьдесят лет. Но сейчас формируется совершенно новый мир.
Происходит перераспределение финансовой, военной и политической власти, которое и может привести к войне. Напряженность, ощущаемая в Европе, — следствие упадка Западной Европы и ЕС.
— Несколько дней назад вы вернулись с саммита ЕС в Брюсселе. Мы приблизились к миру или отдаляемся от него?
— Мы приблизились к войне. На прошлой неделе в Брюсселе нам удалось лишь замедлить темп втягивания в войну. Были те, кто хотел ускорить этот процесс до гиперскорости — их нам удалось заблокировать. Но сам процесс не остановился, мы лишь помешали его ускорению. Сегодня Европа вновь разделилась на два лагеря: война и мир. В настоящий момент силы, выступающие за войну, находятся в преимуществе. Брюссель хочет ее, а Венгрия хочет мира.
— Это напоминает ситуацию в Чехии: оружие одно за другим появляется на европейских декорациях. Перевооружение, всеобщая воинская повинность, подготовка общественного мнения к войне — все происходит одновременно.
— На первый взгляд кажется, что опасность эскалации исходит от украинско-российской войны, но это лишь следствие. Истинная причина — политический, экономический и социальный упадок Западной Европы. Этот процесс начался еще в середине 2000-х годов, а ошибочные ответы на финансовый кризис его ускорили. Двадцать лет назад экономические показатели ЕС и США были примерно на одном уровне. Сегодня Америка стремительно растет, а Европа катится вниз. ЕС, некогда служивший примером миру, за несколько лет превратился в объект насмешек и несерьезного игрока.
— Вы считаете, что из-за этого Европу превращают в военную экономику?
— Да. Это хорошо известный исторический рефлекс. Если не удается конкурировать с более динамично развивающимися регионами, пытаются стимулировать рост через военную экономику. Это и есть главная причина того, что европейцы ввязались в украинско-российскую войну. Хотя этого можно было избежать. В феврале 2022 года Европа могла отправить миротворческую миссию в Москву и Киев и не объявлять этот конфликт своей войной. Тогда сегодня мы не жили бы под угрозой войны. Вместо этого Европа встала на военный путь — в том числе под давлением США. Вмешательство администрации Байдена решило спор в пользу сторонников войны. А сегодня новый президент хочет мира. Это тревожный сигнал. Европа не должна строить свои стратегические решения на циклах американской внутренней политики. Отношения с США важны, но в европейских делах нужно исходить исключительно из европейских интересов.
— Руководство ЕС все чаще использует лазейки, юридические трюки, а иногда и откровенный шантаж для принятия решений. Можно ли сохранить суверенитет европейских наций перед Брюсселем?
— Сегодня Европейский союз находится в состоянии расшатывания. Происходит процесс дезинтеграции, который сопровождается усилением имперских амбиций брюссельской бюрократии. Так союз и распадается: решения принимаются в Брюсселе, но не выполняются. Сначала не выполняет одна страна, затем две, потом три. Несмотря на стремление усилить центральную власть, руководители вынуждены постоянно отступать. Это похоже на штангиста, который поднял вес, но не смог с ним встать и в итоге уронил его.
Хороший пример — "зеленый переход". Комиссия вопреки воле государств-членов запустила программу, которая серьезно навредила европейской промышленности, особенно химической и автомобильной. Было объявлено, что с 2035 года нельзя будет производить автомобили с традиционными двигателями, но когда стало очевидно, что это абсурд, то последовал откат. То же самое происходит и с миграцией.
Венгрия не выполняет миграционный пакт — за это нас штрафуют на один миллион евро в день. Поляки делают то же самое, но их поощряют. Союз постоянно сужает суверенитет наций, будучи при этом неспособным эффективно использовать переданные ему полномочия.
Именно такой хаос сегодня царит в Брюсселе. Если не произойдет быстрая и глубокая реорганизация — а она возможна — распад дойдет до точки невозврата.
— Может ли возникнуть ситуация, при которой ценой мира станет членство Украины в ЕС? Было бы это приемлемо для Венгрии?
— К счастью, такой связи не существует.
— Но во всех мирных планах до сих пор фигурировало вступление Украины в ЕС.
— Это лишь попытка подсластить горькую пилюлю. Членство в ЕС не является гарантией безопасности. Более того, оно никогда не будет реализовано. Членство Украины в ЕС нереалистично. Венгрия открыто выступает против даже начала переговоров, а во многих западноевропейских странах потребовались бы парламентские решения или референдумы. Этого не произойдет. В коридорах Брюсселя все это знают и признают, но в залах продолжается обман. Европейские народы ясно видят, что вступление Украины не усилит союз, а ослабит его. Сегодня еще говорят, что военная сила Украины укрепляет безопасность Европы, но это неправда. Содержание Украины высасывает из Европы энергию и ресурсы. С Украиной мы с каждым днем становимся слабее.
— Венгерская экономика уже несколько лет испытывает трудности. Виной тому только война?
— Нет. Венгерская экономика одновременно страдает и от войны, и от упадка ЕС. Ответ ЕС на войну — санкционная политика — убил европейскую промышленность. Цены на энергоносители стали в два-три раза выше, чем у конкурентов. Так невозможно конкурировать. Вторая проблема в том, что Венгрия является частью убывающего союза: кто в нем находится, тот падает вместе с ним. Сегодня союз для нас одновременно необходим и смертельно опасен. Необходим — потому что значительная часть нашего экспорта идет туда. Опасен — потому что если мы не сумеем переориентировать экспорт на другие, растущие регионы, то мы утонем вместе с ЕС. Наша задача — добиться развития Венгрии в условиях упадка союза. Это серьезный политический и интеллектуальный вызов.
Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>