Найти в Дзене
Хроники абсурда

Оказалось, что 30-40% россиян хватает только на еду и одежду

Бывает же такое, что удар по лакированной действительности наносят не какие-нибудь «голоса америки», а самая что ни на есть плоть от плоти режима. Дмитрий Белоусов — фигура более чем системная, брат действующего министра и глава ЦМАКП (структуры, невероятно близкой к Кремлю), — выступая в Столыпинском клубе, позволил себе непростительную откровенность. Ссылаясь на данные РБК, стоит зафиксировать этот сеанс саморазоблачения: вопреки бравурным рапортам об искоренении нищеты, от 30 до 40 процентов граждан России находятся в состоянии, которое эксперт деликатно назвал «очень близким к бедности». Вдумайтесь в эти цифры. Речь идет, по оценкам самого Белоусова, о 40–60 миллионах человек. Это население крупной европейской страны, которое, как выясняется, может позволить себе исключительно еду и, если повезет, самую необходимую одежду. Никакого развития, никаких сбережений, только бесконечная гонка за калориями. Тов. Белоусов, конечно, попытался подсластить пилюлю, заявив, что ситуация с голод

Бывает же такое, что удар по лакированной действительности наносят не какие-нибудь «голоса америки», а самая что ни на есть плоть от плоти режима. Дмитрий Белоусов — фигура более чем системная, брат действующего министра и глава ЦМАКП (структуры, невероятно близкой к Кремлю), — выступая в Столыпинском клубе, позволил себе непростительную откровенность. Ссылаясь на данные РБК, стоит зафиксировать этот сеанс саморазоблачения: вопреки бравурным рапортам об искоренении нищеты, от 30 до 40 процентов граждан России находятся в состоянии, которое эксперт деликатно назвал «очень близким к бедности».

Цитата по РБК
Цитата по РБК

Вдумайтесь в эти цифры. Речь идет, по оценкам самого Белоусова, о 40–60 миллионах человек. Это население крупной европейской страны, которое, как выясняется, может позволить себе исключительно еду и, если повезет, самую необходимую одежду. Никакого развития, никаких сбережений, только бесконечная гонка за калориями.

Тов. Белоусов, конечно, попытался подсластить пилюлю, заявив, что ситуация с голодными нищими из 90-х (теми самыми 15%) ушла в прошлое, но тут же признал, что нынешнее положение дел «тоже очень нехорошо». Мягко сказано.

Этот холодный душ из реальности выглядит особенно гротескно на фоне официальной статистики, которую производит Росстат с усердием, достойным лучшего применения. Государственные счетоводы уверяют нас, что бедных в стране всего 7,2%, или 10,5 миллиона душ.

-2

Секрет этого статистического чуда прост до неприличия: черта бедности проведена на уровне 16 980 рублей. Надо обладать поистине бюрократическим цинизмом, чтобы считать человека, чей доход превышает эту сумму на пару сотен рублей, состоятельным и благополучным.

Нам рассказывают о средних зарплатах в 96 тысяч рублей, о среднедушевых доходах выше 73 тысяч. Но эти цифры — фикция, средняя температура по больнице, где одни едят мясо, а другие — капусту. Распределение доходов, которое Росстат публикует куда менее охотно, рисует совсем иную картину: 58% россиян (больше половины!) получают меньше 60 тысяч в месяц. 43% не видят и 45 тысяч. А каждый пятый вынужден выживать на сумму менее 27 тысяч рублей. Вот она, реальная, а не телевизионная Россия.

И люди это чувствуют. Социология Gallup, которую трудно заподозрить в подыгрывании властям, фиксирует: 31% граждан жалуются, что им не хватает денег на еду. Да, это меньше, чем в пандемию, но это почти вдвое больше, чем в 2013 году, когда таких было 17%.

Двенадцать лет геополитического величия привели к тому, что треть страны стала хуже питаться. Пессимизм накрывает регионы: 39% опрошенных заявляют об ухудшении ситуации, и это один из худших показателей за двадцать лет, сопоставимый лишь с кризисом 2009 года. Когда брат товарища министра фактически признает, что половина населения работает за еду, становится понятно: холодильник начал свою медленную, но неотвратимую победу над телевизором.

___________

Поддержать канал донатом через СБП