Декабрь 2025 года войдет в историю нашего автомобильного рынка как месяц какого-то совершенно иррационального, граничащего с паникой потребительского безумия. Казалось бы, мы все уже привыкли к тому, что ценники в автосалонах меняются с той же скоростью, с какой мелькают цифры на табло валютных обменников, а ключевая ставка Центробанка давно перешагнула психологически комфортные границы, превратив автокредиты в настоящую финансовую кабалу.
Логика подсказывает, что в таких условиях автосалоны должны стоять пустыми, а менеджеры - скучать в ожидании редкого клиента, который случайно забрел погреться. Но наша российская действительность, как всегда, ломает любые экономические теории и прогнозы аналитиков. Вместо затишья и стагнации мы наблюдаем настоящую бурю, эпицентром которой стали дилерские центры самых популярных китайских брендов, и в особенности - народной марки Haval.
Решив лично проверить слухи о дефиците и ажиотаже, я отправился к одному из крупных официальных дилеров этой марки. Еще на парковке стало понятно, что внутри происходит что-то неладное - свободное место пришлось искать минут десять, лавируя между новенькими машинами, которые готовили к выдаче, и автомобилями клиентов.
Зайдя внутрь, я ожидал увидеть привычную картину: сверкающие ряды наполированных кроссоверов, расставленных под софитами, и лениво прохаживающихся консультантов. Однако реальность ударила по глазам пустотой. Огромный шоурум, рассчитанный на экспозицию десятка машин, выглядел так, словно отсюда только что съехали арендаторы. На плиточном полу сиротливо стояли пара дорогих моделей H9 нового поколения и один-единственный пикап, который, видимо, просто не успели забрать.
Ко мне подошел знакомый менеджер, с которым мы общаемся уже не первый год. Вид у него был уставший, но довольный - тот самый вид человека, который понимает, что в этом месяце он заработает на очень хороший отпуск. На мой немой вопрос он лишь развел руками и выдал фразу, которая идеально описывает происходящее:
«Люди сметают автомобили, как горячие пирожки».
По его словам, такого наплыва клиентов не было даже в кризисном 2022 году. Тогда людей останавливала неопределенность и страх перед будущим, а сейчас ими движет страх другой природы - страх, что завтра будет еще дороже, а послезавтра денег, которые лежат под подушкой или на вкладе, не хватит даже на Ладу Гранту в комплектации «барабан эдишн».
Я огляделся по сторонам еще раз, пытаясь найти глазами главный бестселлер марки, тот самый автомобиль, который заменил нам Крету, Кашкай и Дастер вместе взятые. Но, увы, мои поиски не увенчались успехом. Менеджер, перехватив мой взгляд, грустно усмехнулся:
«Можешь даже не искать, зал полупустой, Джулионов вообще нет».
Эта фраза прозвучала как приговор для тех, кто надеялся прийти и купить машину «здесь и сейчас». Оказалось, что все кроссоверы Haval Jolion, которые были в наличии, раскупили еще в первой половине декабря. Те автовозы, которые сейчас только едут с завода под Тулой, уже заочно распроданы по предзаказам. Если вы хотите заказать машину сейчас, то получить ее сможете дай бог в феврале, и то - уже по новой цене, которая, будьте уверены, снова вырастет после боя курантов.
Почему же именно Jolion стал дефицитом номер один? Ответ тут кроется в простой арифметике и отсутствии альтернатив. Сегодня это фактически входной билет в мир нормальных иностранных кроссоверов. Да, цены на него уже давно не те, что были на старте продаж, и подбираются к отметке в 2,8–3 миллиона рублей за полноприводную версию в хорошей комплектации.
Но посмотрите на конкурентов. Geely Coolray или Atlas стоят уже ощутимо дороже, Chery тоже не стесняется переписывать прайсы. А если взглянуть на наш родной АвтоВАЗ, то ситуация становится совсем сюрреалистичной. Когда за новую удлиненную Весту (Lada Aura) просят 2,6–2,8 миллиона рублей, а за спортивную Весту универсал примерно столько же, выбор в пользу китайского кроссовера становится очевидным даже для самых ярых патриотов отечественного автопрома. За одни и те же деньги вы получаете либо тесный седан на механике или с дерганым вариатором, либо просторный кроссовер с полным приводом, турбомотором и кучей теплых опций.
Менеджер рассказал, что основную кассу делают даже не частники, а таксопарки и корпоративные клиенты. Они понимают, что утильсбор, который повысили в октябре, - это только цветочки. Ягодки будут в 2026 году, когда индексация сбора продолжится. Бизнес умеет считать деньги и понимает: лучше взять кредит под 25 процентов сейчас и отбить его за счет роста цен на услуги такси, чем через год покупать эти же машины на полмиллиона дороже. Таксопарки выгребают самые простые комплектации на переднем приводе, не оставляя шансов обычным покупателям. Им не нужны панорамные крыши и кожаные салоны, им нужна «рабочая лошадка», которая будет приносить деньги.
Но и обычные люди не отстают. Схема у большинства стандартная: сдают в трейд-ин свои уставшие от жизни Kia Rio, Hyundai Solaris или Volkswagen Polo с пробегами под 150–200 тысяч километров. Владеть старой иномаркой становится накладно - запчасти дорогие, оригиналов нет, а китайские аналоги не всегда ходят долго. Люди боятся, что их «ласточка» в один прекрасный момент попросит на ремонт двигателя или коробки сумму, сопоставимую с первоначальным взносом за новую машину. Поэтому они несут свои старые ключи дилеру, подписывают кредитные договоры с чудовищными переплатами и уезжают на новеньком Хавале, успокаивая себя мыслью, что зато машина на гарантии и ближайшие три-пять лет не будет «делать голову».
Интересно наблюдать, как меняется отношение людей к кредитам. Если раньше ставка в 15 процентов считалась грабительской, то сегодня люди спокойно подписывают бумаги на 25–28 процентов годовых. Работает психология инфляционных ожиданий: «Деньги все равно обесценятся, инфляция сожрет все накопления, так лучше я буду ездить на новой машине сейчас, чем ходить пешком потом». Дилеры этим умело пользуются, навязывая в тело кредита дополнительные страховки, карты помощи на дорогах и прочую финансовую мишуру, от которой практически невозможно отказаться, если хочешь получить хоть какую-то скидку на сам автомобиль.
Ситуация с «Джулионами» показательна еще и тем, что завод Haval под Тулой работает на пределе возможностей, но все равно не успевает насытить рынок. Это к вопросу о том, что якобы «склады затоварены». Может быть, где-то склады и затоварены никому не нужными моделями за 4–5 миллионов, но в сегменте «до 3 миллионов» (который теперь считается бюджетным, как бы дико это ни звучало) царит настоящий голод. Люди готовы брать машину любого цвета и в любой комплектации, лишь бы успеть зафиксировать цену. При мне в салон зашла пара, которая искала белый кроссовер, но, узнав, что остался только ярко-красный и тот в резерве до вечера, тут же начала уговаривать менеджера переписать резерв на них, предлагая внести предоплату наличными прямо здесь и сейчас.
Конечно, этот пузырь ажиотажного спроса не может надуваться вечно. Январь и февраль традиционно станут «мертвыми» месяцами, когда продажи рухнут, а менеджеры будут грустно смотреть в окно. Но дилерам сейчас не до прогнозов, им нужно ковать железо, пока горячо. Они прекрасно понимают, что как только закончатся запасы машин, ввезенных или произведенных до очередного витка инфляции, ценники снова перепишут. И тот же Jolion, который сегодня кажется дорогим за 2,8 миллиона, весной 2026 года будет стоить уже за 3 миллиона, и мы снова будем говорить: «Эх, надо было брать тогда, в декабре».
В сухом остатке мы имеем картину полного абсурда: цены конь, кредиты неподъемные, а машин в наличии нет. Зал полупустой, Джулионов вообще нет, а народ продолжает нести деньги в кассу. Это наша новая автомобильная реальность, в которой автомобиль из средства передвижения снова превратился в инвестиционный инструмент и способ спасения рублевых накоплений. И пока предпосылок к изменению этой ситуации, увы, не видно.
А вы успели купить автомобиль до подорожания или решили отложить покупку до лучших времен, надеясь, что рынок все-таки остынет?