Найти в Дзене
ЭСМИ "ЗАКОНИЯ"

ЮЖНАЯ КОРЕЯ РЕФОРМИРУЕТ БИЗНЕС-ЗАКОНЫ, ЗАМЕНЯЯ ТЮРЕМНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА ШТРАФЫ

Южная Корея в рамках масштабной правовой реформы, объявленной 30 декабря 2025 года правительством и правящей Демократической партией, отменит тюремные сроки за большинство некорыстных корпоративных нарушений и значительно увеличит штрафы за серьезные правонарушения в бизнесе. Изменения затронут 331 экономическую статью законодательства в таких сферах, как честная торговля, субподряд, франчайзинг и цифровое соответствие. Вместо устаревшей модели правоприменения, ориентированной прежде всего на наказание, теперь будет применяться подход, делающий упор на предписания об устранении нарушений и финансовые санкции. Франчайзинг — это бизнес-модель, при которой компания (франчайзер) предоставляет предпринимателю (франчайзи) право использовать свой известный бренд, проверенную бизнес-модель, технологии и ноу-хау для открытия и ведения бизнеса под этим брендом, а франчайзи платит за это разовый взнос (паушальный) и/или регулярные роялти, соблюдая установленные стандарты. По сути, это «аренда» го

Южная Корея в рамках масштабной правовой реформы, объявленной 30 декабря 2025 года правительством и правящей Демократической партией, отменит тюремные сроки за большинство некорыстных корпоративных нарушений и значительно увеличит штрафы за серьезные правонарушения в бизнесе.

Изменения затронут 331 экономическую статью законодательства в таких сферах, как честная торговля, субподряд, франчайзинг и цифровое соответствие. Вместо устаревшей модели правоприменения, ориентированной прежде всего на наказание, теперь будет применяться подход, делающий упор на предписания об устранении нарушений и финансовые санкции.

Франчайзинг — это бизнес-модель, при которой компания (франчайзер) предоставляет предпринимателю (франчайзи) право использовать свой известный бренд, проверенную бизнес-модель, технологии и ноу-хау для открытия и ведения бизнеса под этим брендом, а франчайзи платит за это разовый взнос (паушальный) и/или регулярные роялти, соблюдая установленные стандарты. По сути, это «аренда» готового бизнеса, снижающая риски для начинающего предпринимателя, но требующая следования правилам «старшего брата».

Согласно нововведениям, максимальные штрафы значительно возрастут. Например, в Законе о честной торговле верхний предел фиксированных штрафов за злоупотребление доминирующим положением на рынке увеличится с 2 млрд до 10 млрд вон (примерно 7 млн долларов США), а штрафы, рассчитываемые от объема продаж, связанных с нарушением, вырастут с 6% до 20%, сообщили в Министерстве экономики и финансов.

Аналогичное увеличение штрафов коснется ключевых областей — субподряда, франчайзинга и розничной торговли: максимальный размер штрафа в этих сферах составит 5 млрд вон вместо прежних лимитов от 500 млн до 2 млрд вон.

Регуляторы подчеркнули, что финансовые санкции в сочетании с предписаниями об устранении нарушений позволяют добиваться более быстрого реагирования по сравнению с уголовными процессами, которые могут длиться несколько лет.

Одновременно правительство декриминализирует широкий круг административных правонарушений низкого риска, особенно тех, что связаны с процедурными ошибками или просрочками в подаче документов. Например, теперь несвоевременное обновление информации о персонале, несохранение определенных документов или нарушение сроков раскрытия информации будут караться административными штрафами вместо уголовного преследования.

Реформа также ужесточает правила в цифровом секторе: тюремные сроки за необеспечение полной защиты геолокационных данных отменяются, но максимальный штраф за такое нарушение увеличивается в пять раз — с 400 млн до 2 млрд вон.

Заместитель премьер-министра и министр финансов Ку Юн Чхоль заявил, что реформа «разрывает с традицией приоритета наказания» и вводит новую систему, «которая эффективнее сдерживает серьезные нарушения, одновременно снижая избыточные уголовные риски за обычные ошибки».

Ведущие деловые объединения выразили четкую поддержку предлагаемым изменениям в законодательстве. Торгово-промышленная палата Кореи отметила, что изменения «учитывают многие вопросы, которые бизнес-сообщество давно озвучивало», и призвала к «решительной и оперативной» реализации реформ. Ассоциация международной торговли Кореи приветствовала смягчение уголовной ответственности, заявив, что это поможет «снизить юридическую неопределенность» и поддержать «ответственное корпоративное управление».

Федерация предприятий Кореи назвала реформу «значимой корректировкой» чрезмерного правового давления и призвала правительство обеспечить, чтобы компании «ощутили ее последствия на практике». Федерация корейской промышленности отметила, что более высокие штрафы «усилят эффективность правоприменения», а смягчение наказаний за мелкие административные нарушения «уменьшит бремя соблюдения требований».

Объявление во вторник, 30 декабря, следует за предыдущим этапом реформы в сентябре, когда были пересмотрены 110 статей законодательства. В результате этих двух этапов в общей сложности было пересмотрено 441 положение. Третий этап планируется на начало 2026 года в рамках многолетней программы дерегулирования, направленной на повышение юридической предсказуемости, сокращение правовых рисков для руководителей компаний и устранение так называемой «корейской скидки» — понижающего коэффициента, который инвесторы применяют при оценке корейских активов на мировых рынках.

Одним из заметных исключений стал состав преступления «нарушение доверия» — уголовная норма, которую корпоративные руководители и инвесторы неоднократно называли излишне широкой и подверженной злоупотреблениям. Хотя этот вопрос не был затронут на данном этапе, чиновники подтвердили, что соответствующий альтернативный законопроект сейчас разрабатывается Министерством юстиции и будет представлен отдельно.

Мун Чжун Хён The Korea Gerald (Перевод Александра ПАРХОМЕНКО)