Их уволили, как сплюнули, без долгих разговоров, без сожаления. Как выкидывают старый, отсыревший ковер, который когда-то украшал гостиную.
Однажды после эфира «сладкую парочку» вызвали к главному. Не для обсуждения новых проектов, а для короткого, холодного разговора:
«Ребята, ваше время прошло, юмор не тот, зрители жалуются. Теперь карабкайтесь самостоятельно».
Это сказал Евгений Петросян, тот самый человек, который когда-то сделал их звездами федерального масштаба, теперь он закрыл их так же просто, как и открыл.
Причина? Официально - «реорганизация сетки вещания». Неофициально все было куда грязнее и расчетливее.
Ходили разговоры, что Петросян отчаянно не желал поднимать гонорары своим самым популярным «звездам».
Завидовал их успеху? Боялся конкуренции? Так или иначе, дуэт оказался на улице, вместе со своими кофтами в розанах и деревенскими платочками.
Но настоящая причина их краха была не в интригах, она сидела в них самих: в их юморе, который из остроумного стал пошлым, грязным и безнадежно устаревшим.
Как смех превратился в брезгливую усмешку
Помните нулевые годы? На экране две задорные бабушки, Клавдия Цветочек и Матрена Нигматуллина. Они продают кассеты с хитами, ведут «Голубые огоньки», их цитирует вся страна.
Казалось они навеки прописались на сцене и уйдут оттуда только ногами вперед.
Но время шло, всё вокруг развивалось, а их юмор нет, он застрял где-то между пошлым студенческим КВН и устаревшими телевизионными штамповками.
Вот пример, который привел к взрыву негодования.
В одном из номеров, шутя о собаководах, бабки выдавали:
«...Породный интересуется, на чьей территории спариваться будем – я к вам или вы ко мне?»
Это был уже не смех, а грязь ниже пояса, транслируемая в прайм-тайм. На канал «Россия» хлынул поток возмущенных писем:
«Наши дети это смотрят! Что вы им в головы вкладываете?!»
Телекритики позже разводили руками: юмор дуэта стал низкопробным и лишенным капли остроумия. Они не эволюционировали, а деградировали и телевидение, чистившее формат, просто вынесло им приговор.
Кто скрывался под платочками? правда о «бабках»
Самое невероятное, что никто из зрителей не задумывался: под масками колоритных старушек скрывались молодые мужики.
Нет, понятно, что это не откровение и все прекрасно знали, что это не реальные старушки. Просто их не воспринимал никто, как мужчин, которые по факту были:
- Клавдия Цветочек— это рыжеволосый Игорь Касилов, уроженец Тольятти.
- Матрена — это Сергей Чванов из Чистополя, которого друзья зовут Чан.
Им уже под шестьдесят и у обоих давно есть жены, дети и абсолютно реальная, не комичная жизнь.
Без грима их никто и никогда не узнавал, они были идеальными невидимками. Их слава была призрачной, привязанной исключительно к образу, что в итоге и стало их затыком в карьере.
Взлет из студенческой общаги. Как все начиналось
История дуэта - классическая история «из грязи в князи». Игорь и Сергей познакомились еще в Тольяттинском политехническом институте, для студенческой самодеятельности и придумали этих «новых русских бабок».
Костюмы собирали у настоящих тещ: вязаные кофты, юбки, платочки. Манеры и слова подсматривали у старушек на лавочках. Получилось настолько убедительно, что их позвали на местное телевидение.
Был, кстати, и третий участник - Андрей Воробьев, но он быстро сошел с дистанции, поняв, что большая сцена не его призвание, так и остался в провинциальной тени.
Петросян, кассеты и всеобщее обожание
Перелом наступил в 1999 году: дуэт заметили и пригласили на «Кубок юмора» самого Евгения Петросяна, ребята вытащили билет в большую жизнь.
Петросян взял их под свое крыло, они стали звездами его Московского театра эстрады, а затем и программ «Кривое зеркало» и «Смехопанорама», продавали кассеты и диски, пели песни, вели новогодние огоньки.
Казалось, они достигли пика, но пик, как известно, это то, с чего начинается падение.
«Их юмор стал пошлым»: Зависть, жадность и смерть юмора
Что же пошло не так? Версий несколько, и они страшным клубком переплелись между собой.
Версия первая: Телевизионная
«В 2010-е на канале "Россия" полностью реорганизовали сетку вещания. Бабок из эфира убрали», — констатирует телекритик Людмила Троицкая, чистка форматов - дело обычное.
Версия вторая, кулуарная: Денежная
Говорят, дуэт стал слишком популярным и захотел больше денег, а Петросян, известный своей бережливостью, на повышение гонораров идти не захотел - конфликт интересов был неизбежен.
Версия третья, самая важная: Творческая
Их юмор сдулся, перестал быть смешным и стал раздражать. Повторы, пошлость, отсутствие роста, зритель повзрослел, а они нет.
Скорее всего, сработали все три фактора одновременно, и система выплюнула их, как инородное тело.
Жизнь после славы
Что же происходит с дуэтом сегодня? Картина, увы, грустная.
«Новые русские бабки» существуют как кабаре-дуэт для корпоративов и гастролей по заштатным городкам. Их аудитория — люди 60+, ностальгирующие по нулевым.
Каждый из актеров ищет себя отдельно:
- Игорь Касилов (Цветочек) пишет детские книги - юмористическое фэнтези серии «Гаврюша и красивые». Пробует себя как режиссер в тольяттинском театре «Колесо».
- Сергей Чванов (Матрена) подрабатывает ведущим на местных мероприятиях в Тольятти.
Их лица без грима почти никто не узнаёт, нынешняя жизнь - это тихая, провинциальная река, в которую превратился бурный поток славы.
Почему они так и остались заложниками образа
В своих интервью они оправдываются:
«Мы никогда не были медийными личностями, намертво прилепились к образам, нам завидовали».
Отчасти это правда, система шоу-бизнеса жестока, но есть и горькая истина: они сами стали жертвами своего успеха.
- Не смогли (или не захотели) вовремя трансформироваться, предложить что-то новое, сбросить эти дурацкие платочки и кофты.
Они так и остались двумя немолодыми мужчинами, наигранно изображающими старушек, в то время как мир ушел далеко вперед.
Их история - это урок для всех, кто не хочет развиваться, изучать новое и шагать в ногу со временем. Особенно этим грешат люди в возрасте, отмахиваясь даже от минимальных технологий.
Того, кто держится всеми конечностями за привычное старье, жизнь и цивилизация в итоге выплюнут, как тех бабок – на обочину беспомощного существования.