Как Христос "исполнил закон"
Противники христианства часто указывают на жестокости Ветхого Завета: "Вот, мол, посмотрите, какая это жестокая книга, значит и христиане таковы".
Но нужно иметь в виду, какие нравы царили в те далёкие времена. Жестокостью тогда никого удивить было нельзя, это было нормой жизни. И если сегодня европейца, воспитанного на христианских ценностях, приводят в ужас описываемые в Ветхом Завете события, это говорит лишь о том, что с пришествием Христа многое на земле изменилось в положительную сторону.
Во-вторых, христиане руководствуются не Ветхим, а Новым Заветом. Ветхий Завет потому так и называется, что он устарел и потерял вероучительный статус. В качестве вероучительных истин из него христианство берёт только то, что подтверждено и одобрено Заветом Новым. Христос говорил, что Он пришёл не нарушить закон, а исполнить (Мф. 5, 17). Исполнить - значит довести до совершенства, соответственно, ветхий закон был несовершенен. Он имел только временное значение: для определённого народа и для определённого исторического периода. Не для всех и не на все времена.
Падения святых
Ветхий Завет, по большому счёту, имеет только историческое значение. Без него будет непонятен Новый: с чего всё началось. Без Нового Завета будет непонятен Ветхий: зачем всё это было нужно. И эта история предельно честная, без прикрас. Библейский рассказ не делает поправок на социальный статус или материальное положение человека. Здесь и бедный и богатый, и знатный и простец показываются такими, какими они стали после грехопадения – несовершенными: добро перемешалось со злом; любой человек наряду с высоконравственными поступками способен и на грех, и на преступление.
Вот царь Давид. Библейский рассказ повествует о его высоком моральном облике - мужестве, любви к Богу. Но в тоже время описывает и его великое падение: когда он, побеждённый похотной страстью, забирает жену своего солдата Урии себе, а того посылает в самое пекло военных действий, где Урия погибает. Пророк обличает царя, и тот приносит Богу глубочайшее покаяние: «Помилуй меня, Боже, по великой твоей милости...»
Но нигде не говорится: святой царь Давид согрешил, и вы можете поступать так же. Или дочери Лота впали с отцом в преступную связь, и вы можете делать так же. Нет. Описывается это в качестве предостережения: не греши, чтобы не случилось с тобой чего хуже!
Ошибки переводчиков
Потому что жизнь царя Давида несмотря на полученное от Бога прощение стала складываться чрезвычайно трагично. Его старший сын Амнон изнасиловал свою единокровную сестру Фамарь. Давид ничего не предпринял, но другой его сын, Авессалом, убил Амнона, отомстив за сестру. Позже Авессалом поднял восстание против отца и тоже был убит. В последние годы жизни царя Давида его третий сын - Адония решил захватить престол и, обзаведясь союзниками, едва не объявил себя царём. А после царствования царя Соломона, сына Давида, израильское царство разделилось и никогда уже не достигало былого могущества.
От кровосмесительной связи дочерей Лота со своим отцом произошло два народа: Моавитяне и Аммонитяне, которые как дети греха и беззакония являются в Библии предметом проклятия и отвращения (Втор. 23:3; 3 Цар. 11:6-7; Ис. 16:12-14; 1 Пар. 20:3). В частности, аммонитяне поклонялись Молоху и приносили в жертву своих детей. За подобные нечестия моавитяне и аммонитяне подвергались от Бога суровым наказаниям руками израильтян.
Бывает, что жестокие коннотации возникают не из-за ошибки переводчика. Например: «А народ, который был в нём, вывел и умерщвлял их пилами, железными молотилами и секирами. Так поступил Давид со всеми городами Аммонитян» (Пар. 20:3). Читаешь, и приходишь в состояние шока: к чему Давиду такие изощрённые изуверства? На самом же деле Давид поставил побеждённых на принудительные работы: под пилы, под молотилки, под секиры. Пилить, молотить и рубить.
"А Я говорю вам..."
Итак, христиане руководствуются в своей жизни Новым Заветом, принесённым на землю Сыном Божиим, Иисусом Христом. И как солнце отличается от луны, так и Новый Завет отличается от Ветхого. Превосходство одного над другим хорошо видно из Нагорной проповеди, первой публичной проповеди Христа на земле. Вот основа христианской жизни – не только не убивать, но даже и не гневаться. Не только не прелюбодействовать, но даже и не смотреть похотливо. Не только не мстить, но ещё и благо творить обидчику...
Ветхий Завет обращал внимание по преимуществу на внешнее поведение, а Новый Завет призывает к внутреннему совершенству. Человечество как бы постепенно созревало для принятия нового, совершенного учения.
Ветхий Завет – это историческая книга, которая была нужна только на определённом этапе истории, и в качестве жизненного руководства мы берём из неё только те тексты, которые освящены авторитетом Нового Завета. Христос противопоставляет Своё учение ветхому: вы слышали, что сказано древними, а Я говорю вам... Только то, что говорит Христос, для нас, христиан, является источником вероучения.