обратила на себя внимание.
Когда-то я достаточно много писал на тему узурпации “вождём” монополии на истину. Сама по себе узурпация власти не обязательно ведёт к деструктивным последствиям. Дело в том, что зачастую она требует и сопровождается присвоением себе и права на истину.
Но и это могло бы быть только частью проблемы. Вторая часть приходит с (опять же закономерным) отрицанием права на другое мнение. После чего остаётся один шаг до врагов (народа, страны, государства, лично “вождя”, “иноагентов”, “шпионов”, “вредителей” и т.д. — нужное вставить).
В крайней форме это приводит к присваиванию себе права говорить от имени всевышнего (что является ересью) — или интерпретировать его желания (“Так угодно господу”), волю (“Бог поручил нам”) или предпочтения (“С нами бог”). Правда, никому из прошлых “интерпретаторов” этот “канал связи” не помог. Может, они ошибались в своих толкованиях?
А дальше идёт захват ресурсов, необходимых для “процветания”. Внешних, разумеется. Обычно это те, которые “у нас украли”, “всегда были наши”, “незаконно присвоенные” и т.п.. Ресурсы нужны: сейчас не средневековье и сама по себе “территория” не представляет отдельной ценности.
“Зачем вам, поручик, чужая земля?”
Поэтому уже сразу же после начала “трёх дней” “освободители” начали воровать всё, что могли увезти — от зерна, металла, с/х техники до культурных ценностей. То, что не могли — портили (как гунны) или уничтожали (как варвары). Включая убитых сельскохозяйственных животных (они-то тут при чём?)
(Про личные “подвиги” сейчас говорить не будем. )
Так вот, в выступлении Трампа однозначно прослеживалось присвоение себе монополии на истину и то, что только он знает: как, куда и какими методами надо вести страну.
Ещё прослеживалась готовность объявить несогласных врагами. Это у него было всегда, но до сих пор — на личном уровне. Теперь это переносится на уровень партии.
Также открыто было провозглашено, что венесуэльская “движуха” имела целью ресурсы (нефть) и ничто больше.
Уходя немного в сторону, отмечу, что некоторые говорят, что — не желая, якобы, повторить опыт Афганистана и Ирака, — в Венесуэле, — чтобы сохранить управляемость и избежать гражданской войны, — оставили существующие государственные структуры. Проблема в том, что уже говорят о репрессиях против тех, кто “поверил”, “оказывал содействие” и “ждал”. Но, несмотря на это, прошли также сообщения о том, что беженцев из Венесуэлы собираются лишать их статуса (что, по-видимому, будет означать депортацию). Не знаю — так это или нет, но от нынешней администрации трудно ожидать чего-либо, основанного на соображениях гуманизма: её “послужной список” не позволяет предполагать такие мотивы (оценочное суждение).
Высказывается мнение, что целью похищения Мадуро могло быть стремление узнать от него о всяких “делишках” “вождя” и его окружения. В этой связи обращу внимание, что по некоторым оценкам, содержание такой военно-морской группировки составляет ок. 6,5 млн. долларов в день. Она собиралась и находилась там не один день. За такие деньги гораздо проще было купить всё, что нужно у кого нужно. Это во-первых. Во-вторых, всегда существует риск, что “что-то пойдёт не так”. К тому же, были сообщения, что не всё прошло чисто: якобы, один вертолёт был повреждён и достаточно много человек получили ранения. Что означает, что успеха могло бы и не быть. И, наконец, в-третьих, год назад одним из первых действий Трампа был разгон соответствующих отделов в службах, занимавшихся “этим” направлением. Теперь-то, когда Мадуро оказался в их руках, вполне может быть, что такие вопросы ему будут заданы. Но было ли это в самом деле изначальной целью операции? Впрочем, я не знаю. Как и другие тоже.
Добавлю, что — по оценкам легальных наблюдателей, — в оглашённом Мадуро в суде обвинении было крайне мало конкретики и, похоже, что оно начинает сыпаться уже на стадии предъявления. Но не будем забегать вперёд. Мало ли что может произойти при трамповском министерстве юстиции?..
— Как это ложится в захват танкеров?
Здесь нужно понять: что первично? Принадлежность танкеров или нарушение ими объявленной Трампом блокады, к тому же, вывозящие отныне принадлежащую ему (по его мнению) нефть? Кстати, обратим внимание на то, что он объявил, что деньгами от продажи этой нефти будет распоряжаться лично он (деля, по его словам, прибыль между двумя странами). Здесь не совсем понятно — в каком качестве он будет управлять финансовыми потоками: в качестве президента (что наверное он не может делать) или лично себя? Ведь т.н. “фондом” по разработке редкоземельных элементов в Украине он, кажется, собирался заниматься тоже сам? Через посредников, конечно.
И ещё одно. Как-то я слушал объяснение психологом нарциссического поведения. Тот говорил, что нарцисс всегда приходит к ниспровержению своего кумира, поскольку никто не может быть лучше нарцисса. Может ли такое быть, что после вранья “вождя” про “атаку на резиденцию” (в которую Трамп изначально по-видимому поверил), он перешёл в эту стадию?
Но оставим эти дела, тем более, что это всё — чистые спекуляции.
Вернёмся к теме.
В прошлый раз такая комбинация (узурпация монополии на истину плюс стремление к захвату ресурсов) привела к мировой войне. Сейчас часто выстраивают цепочку Венесуэла-Украина-Тайвань, только, — как иногда отмечается, — нефть — это сырьё прошлого и позапрошлого века, а “возвращение в родную гавань”, скажем, Тайваня, может принести “гавани” 60% мирового производства компьютерных чипов (по оценкам). Таким образом, “обмен” не выглядит “взаимовыгодным”. Кроме того, уже появились оценки требуемых вложений в инфраструктуру Венесуэлы как и то, что американские нефтяные компании пока не проявили особой радости от такой перспективы. Но мы уже имеем некоторое представление о специфике процесса “планирования” в администрации Трампа.
Вчера многие комментировали интервью на CNN трамповского — как считают, — идеолога и “серого кардинала”. Про него давно говорили, что у него репутация открытого нaциcта:
“По какому праву Дания владеет этим островом (Гренландией)?”
Показательна была реакция ведущего: перекладывание бумаг перед собой. В самом деле, ситуация нервная. Такого открыто империалистического монолога одного из высших представителей американской власти в средствах массовой информации, наверное, не было никогда. Ну, во всяком случае, в телевизионную эпоху.
Возвращаясь к выступлению Трампа, отмечу, что оно сопровождалось смехом зала, но я не могу сказать — было ли это проявлением сервильности или защитной реакцией на то кривляние, которое президент когда-то великой страны устроил перед представителями её высшего законодательного собрания. Фотографии, иллюстрирующие это, уже есть в сети. И они теперь останутся. И будущие поколения будут на них смотреть. И, возможно, это даст им ключ к пониманию того, что происходило в Америке во второй декаде этого столетия.
Отдельно, меня поразило — как подхалимски-угодливо вёл себя некий известный сенатор, возвращавшийся вместе с Трампом в его самолёте в Вашингтон.
Это тоже будет нужно для понимания происходящих процессов.
И ещё. Пока Трамп предупреждает власти Ирана о последствиях применения силы против своих граждан, его собственная [некоторые используют название немецкой службы безопасности 30-40-х гг.] уже открыто среди бела дня на улице города стреляет в и убивает не оказывающих сопротивления людей. В этот раз это оказалась молодая женщина. Шестилетний ребёнок остался сиротой.
Как когда-то говорили:
“Кто вы, мистер Трамп”?
Хотя, как я сказал выше, фотографии кривляющегося президента уже есть.
__________
Всё — оценочное суждение, основанное на открытых источниках