Найти в Дзене
История, кино и пиво

Понедельник начинается в субботу

Прослушал “Понедельник начинается в субботу”. Что сказать… Произведение - на голову выше, чем “Улитка на склоне”, как писали Стругацкие - вершины их творческой деятельности. “Улитка…” - три слабо связанных друг с другом сюжета, довольно небрежно оборванных на полуслове. “Понедельник…” же - весьма связное, цельное произведение, некоторую претензию можно предъявить лишь к первой части - ИзНаКурНож, половина действующих лиц которой - Наина Киевна, кот Василий, русалка и прочие - исчезают из повествования сразу по ее окончанию, хотя, скажу, линию Наины Киевны Горыныч можно было бы немного и развить: по улице в цистерне на полигон везли явно самого З. Горыныча. Кем Наина Киевна приходится Змею: женой, дочерью? А по-иному зачем вообще Змей Горыныч включен в повествование, пусть даже и мимолетно? Или начальник инженерного отдела - Саваоф Баалович Один, но это уже в середине или даже чуть ближе к концу: упомянут он исключительно… ради его упоминания. Вообще история первая в свое время сыграла

Прослушал “Понедельник начинается в субботу”.

Что сказать… Произведение - на голову выше, чем “Улитка на склоне”, как писали Стругацкие - вершины их творческой деятельности. “Улитка…” - три слабо связанных друг с другом сюжета, довольно небрежно оборванных на полуслове. “Понедельник…” же - весьма связное, цельное произведение, некоторую претензию можно предъявить лишь к первой части - ИзНаКурНож, половина действующих лиц которой - Наина Киевна, кот Василий, русалка и прочие - исчезают из повествования сразу по ее окончанию, хотя, скажу, линию Наины Киевны Горыныч можно было бы немного и развить: по улице в цистерне на полигон везли явно самого З. Горыныча. Кем Наина Киевна приходится Змею: женой, дочерью? А по-иному зачем вообще Змей Горыныч включен в повествование, пусть даже и мимолетно? Или начальник инженерного отдела - Саваоф Баалович Один, но это уже в середине или даже чуть ближе к концу: упомянут он исключительно… ради его упоминания.

Вообще история первая в свое время сыграла со мной шутку. Я начал читать и не мог понять: что это? Баба Яга, щука, какой-то черный козел, русалка на ветвях свербит… Это и впрямь какая-то техносказка, замешанная на русских народных? - Да нуна… А нынче - неет, с таким удовольствием послушал…

Так. Сразу же оттопчусь по нескольким моментам, чтобы с этим закончить.

  1. Пускать под колесо крупные камни” может только дебил, никак не заинтересованный, чтобы добраться куда-то вовремя, а главный герой - Александр Привалов, программист - никак на дебила не тянет. Зачем это написали Стругацкие - разве что потому, что не представляли, что может случиться, когда колесо машины - легковой, “Москвича” - налетит на крупный камень посреди дороги “туда сто - обратно сто”.
  2. Поле, заросшее желтой осокой” - нда. Что-то не помню, чобы такое видел. У нас - в Кировской области - осока на полях не растет, все ближе к водоемам да болотам. Видимо, Стругацкие тогда были знакомы с природой не хуже автодела.
  3. Не обошлось и без пары стеснительных пуков в сторону советской власти. Во время экспериментов с описанным будущим (так, вроде бы) Привалов наблюдал посадку на Землю двух явно советских ракет: обе ракеты, конечно же, ржавые, а среди захватчиков какой-то планеты упомянуты такие-сякие пришельцы, включая разумных вирусов, и коммунисты. Ну… вот такая она - наша творческая интеллигенция: никак не может, чтоб ни в кого не пукнуть 4-).

В принципе, моменты эти никак на основное повествование не влияют, но… вот так, отметить нужно.

Если кому нужно напомнить, сюжет заключается в том, что программист Александр Привалов едет на встречу со своими друзьями по путешествиям, но встречает пару незнакомцев, оказавшихся впоследствии сотрудниками НИИ Чародейства и Волшебства АН СССР. Эти сотрудники - Роман Ойра-Ойра и Владимир Почкин - уговаривают Привалова остаться в их НИИ в качестве программиста. И далее описывается, чем и как занимаются сторудники этого института.

Вроде бы, никто из братьев Стругацких в НИИ не работал: откуда они знали, как там и что? Я вот вспоминаю свою бытность в НИР - так оно и было: что-то исследовали, что-то создавали, доставали аппаратуру, что-то постоянно обсуждали, даже в очереди в столовой строили какие-то планы - точь-в-точь как в повести: пытливые умы, горящие глаза.

Вот и в повести струдники занимаются решением необычных задач, причем преимущественно нерешаемых: “Если задача решаема, зачем ей заниматься?” Вот они и занимаются - счастьем.

В этом смысле лично для меня оказались интересны опыты Выбегалло.

Традиционно Выбегалло считается демагогом-звездоболом - таковым он и показан в повести, но… Не все так просто. Вот чем хороши большие мастера, так тем, что иногда могут сказать больше, чем имели в виду, и Стругацкие в этом плане мастера большущие. По сути Выбегалло занимается созданием моделей для исследования счастья, а задача эта, кто занимался НИР, а тем более фундаментальной наукой - знает, очень непростая и очень, очень важная (нет, все-таки никто из Стругацких в НИИ не работал). А еще он занимается основным вопросом философии: об отношениях материи и сознания. Описанный опыт с кадавром, неудовлетворенным желудочно, собственно и показывает, до чего дойдет общество, основанное на единственно потреблении - до саморазрушения. Выбегалло предполагал, что у человека, полностью удовлетворенного материально, неизменно возникнут и духовные потребности, для чего он и создавал следующую модель - идеального потребителя. Да не простого - способного самостоятельно и, в общем-то, бесконтрольно преобразовывать окружающее пространство в продукты собственного потребления - “Он хочет, и он может!” Правда, как было ясно из будущего, прошло у него там не все гладко.

Когда повесть была написана - в 64-м, в 65-м году? А сейчас что имеем? - Общество, в котором потребление возведено в культ. И продуктов потребления становится все больше, они становятся все затейливее, привлекательнее и доступнее. Наука стала уделом избранных (а сколько НИС было в СССР???), искусство - в первую очередь, конечно же, кинематограф, тоже превратилось в чисто потребительский продукт: вечером потребил, утром покакал - ничего и не осталось, религия - там, где она сдает позиции, под флагом ли “инклюзивности”, под флагом ли “разнообразия” - деградация, вырождение homo sapiens, как биологического вида. Одна надежда - на Орбана да на арабов. Помимо нас, конечно же 6-\.

Во, куда занесло! Не, Стругацкие - большие мастера, большие.

В общем, окунулся я во времена своей молодости, от души окунулся.

Сижу я, смотрю на жизнь за окном и завидую вурдалаку Альфреду: хорошо ему было там… в виварии… 6-)

Фэнтези
6588 интересуются