Найти в Дзене
Историк-технарь

Как жилось полякам в Российской империи

Ранее на канале был ряд статей о разделе Польше, в которых раскрывались причины, которые побудили Российскую империю присоединить к себе часть польских земель (причем большая часть из них были украинскими и белорусскими). Как мы могли видеть, Российская империя отнюдь не жаждала делить и присоединять себе земли соседа. По итогам Венского конгресса 1815 года, Польша не стала единым государством, а её земли были разделены: большая часть Варшавского герцогства отошла к России под названием Царство Польское. А я сегодня же хотел остановиться на том, как жилось полякам в составе государства Российского, так как начиная с советских времен это время описывается сугубо как период тяжелейших страданий польского народа под пятой великороссов. Еще бы, они же были в составе «тюрьмы народов» со всеми вытекающими. Насколько это соответствует действительности – попробуем разобраться сегодня. Итак, 20 июля 1815 г. в Варшаве русские и польские сановники торжественно объявили о восстановлении Царства По
Оглавление

Ранее на канале был ряд статей о разделе Польше, в которых раскрывались причины, которые побудили Российскую империю присоединить к себе часть польских земель (причем большая часть из них были украинскими и белорусскими). Как мы могли видеть, Российская империя отнюдь не жаждала делить и присоединять себе земли соседа. По итогам Венского конгресса 1815 года, Польша не стала единым государством, а её земли были разделены: большая часть Варшавского герцогства отошла к России под названием Царство Польское. А я сегодня же хотел остановиться на том, как жилось полякам в составе государства Российского, так как начиная с советских времен это время описывается сугубо как период тяжелейших страданий польского народа под пятой великороссов. Еще бы, они же были в составе «тюрьмы народов» со всеми вытекающими. Насколько это соответствует действительности – попробуем разобраться сегодня.

Немного о Конституции

Итак, 20 июля 1815 г. в Варшаве русские и польские сановники торжественно объявили о восстановлении Царства Польского. Конституция Польши, дарованная Александром I в 1815 году после Венского конгресса, установила Царство Польское как конституционную монархию в составе Российской империи, закрепляя широкие права и свободы, национальную администрацию, польский язык, двухпалатный сейм (парламент) и автономию, но при сохранении верховной власти монарха.

Из открытых источников
Из открытых источников

Все государственные должности в Царстве Польском могли занимать только поляки. Конституция вернула многие польские исторические традиции: деление на воеводства, коллегиальность министерств (их фун­кции выполняли правительственные комиссии) и воеводских властей. Согласно конституции, формировалось польское войско, административное и судебное делопроизводство должно было осуществляться на польском языке. Провозглашались неприкосновенность личности, сво­бода слова и печати. Военную службу следовало отбывать в пределах Царства Польского, то же положение распространялось и на тюремное заключение.

Вообще, есть мнение, что польскую конституцию на тот момент можно считать са­мой либеральной в Европе, после британской. Русское либеральное офи­церство и дворянство тщетно надеялось на введение аналогичной кон­ституции в остальных частях империи – вспомним здесь о декабристах.

Кодекс Наполеона, введенный в Герцогстве Варшавском, продолжал действовать и в Царстве Польском. Царское правительство вместе с ка­толической церковью и консервативными польскими аристократами несколько раз пытались изменить кодекс в части брачных отношений и т.д., но каждый раз сейм отклонял эти изменения.

А что там с экономикой?

В области экономики Царство Польское было фактически независи­мо от России. Еще в 1816— 1819 гг. имел место свободный обмен товара­ми, но в 1822 г. была установлена таможенная граница. Другой вопрос, что пошлины на русско-польской границе были ниже, чем на границах с Австрией и Пруссией.

18 ноября (1 декабря) 1815 г. Александр I издал указ о монетной си­стеме в Царстве Польском. Указ сохранял существовавшую в Польше основную денежную единицу — злотый, а также основные принципы польской денежной системы. Вместе с тем он связал монетную систе­му Царства Польского с монетной системой империи, установив по­стоянный курс злотого к рублю: польский злотый составлял 15 копеек серебром.

50 злотых 1819 года с изображением Александра I. Из открытых источников
50 злотых 1819 года с изображением Александра I. Из открытых источников

Польские деньги довольно быстро распространялись и за пределами Царства Польского, получив особенно большое хождение в бывших польских губерниях, а также в Курляндской и Лифляндской губерниях.

Промышленность в Царстве Польском процветала. Интенсивно шла урбанизация, укрепление финансовой системы, строительство дорог. Население Царства Польского с 1815 г. по 1830 г. возросло с 2,7 млн до 4 млн человек, а население Варшавы — с 80 тыс. до 150 тыс. человек.

А между тем та же Смоленская губерния до конца царствования Алек­сандра I лежала в руинах, Москву же удалось восстановить только к 1830-м гт. При этом в России все прекрасно понимали, что каждый чет­вертый солдат Великой армии Наполеона был поляком. И что старая гвардия Наполеона не была замечена в грабежах и насилии по отношению к мирным жителям, а грабили и насиловали в основном поляки и немцы, о чем писали десятки авторов от А.С. Пушкина до академика Е.В. Тарле.

Польские женщины – жены высших сановников

Среди русского дворянства распространялись слухи, что все льготы, предоставленные полякам, связаны с личной жизнью императора и его брата. Дело в том, что фактической женой Александра I стала законная жена его гофмейстера Д.Л. Нарышкина Марья Антоновна, урожденная Четвертинская, полька по национальности. Император даже имел детей от Марьи Антоновны.Брат императора великий князь Константин, подобно многим другим начальникам, оказавшимся в Варшаве, завел роман с краси­вой полькой. Дело кончилось тем, что 12 мая 1820 г. (н. с.) великий князь Константин Павлович женился на панне Жаннетте Грудзинс- кой. По такому случаю Александр I присвоил панне титул «светлей­шей княгини» Лович. Детей у них не было, но с ними жил внебрач­ный сын Константина Павел Александров, рожденный в 1802 г. Жо­зефиной Фредерис.

Один из воспитателей Павла Александрова — граф Мориоль — пи­сал, что после женитьбы на Жаннетте Грудзинской Константин полю­бил тихую, уединенную семейную жизнь. Он не устраивал ни балов, ни вечеров, ни званых ужинов, а предпочитал всему этому чай в очень узком кругу, чтение вслух и обсуждение газетных новостей. Любимыми тема­ми застольных бесед были мистика и метафизика. Константин много спал, принимал только нескольких генералов и чиновников, без кото­рых не могла действовать администрация, и совершенно отстранился от жизни варшавского общества.

Великий князь Константин Павлович. Из открытых источников
Великий князь Константин Павлович. Из открытых источников

Константин выучил польский язык, хотя нужды особой в этом не было — языком повседневного общения в Царстве Польском был фран­цузский. Польским офицерам он говорил: «Я более поляк, чем все вы. Я женат на польке. Я так долго говорил на вашем языке, что с трудом изъясняюсь теперь по-русски».

Тем не менее один из деятелей восстания 1830 года А. Млоцкий счи­тал, что Константин представлял собой «тип настоящего монгола», что очень хорошо характеризует польскую неприязнь к русским.

Пару слов об армии

Великий князь Константин личность очень интересная и заслуживает отдельной статьи. А сейчас посмотрим на другой аспект - несколько слов о польской армии. 11 апреля 1814 г., сразу после первого отречения Наполеона, Александр I разрешил всем польским войскам вернуться на родину вместе с войсковым имуществом – согласитесь, очень милостливо, учитывая их зверства на русской земле. Только из охотников (добровольцев) гвардейского легкоконного полка был сформирован эскадрон для сопровождения Наполеона на Эльбу. Эскадрон этот принял участие в событиях 1815 г. и погиб целиком под Ватерлоо.

14 апреля 1814 г. император Александр I выразил свое согласие на воз­вращение всех польских войск на родину и передал командование над ними цесаревичу Константину Павловичу. В течение 1814 г. со всех кон­цов Европы и России начали стекаться в Польшу бывшие солдаты, и к 1 ноября 1814 г. в рядах новой армии числилось уже 30 тысяч человек. Согласно конституции, армия эта, состоявшая исключительно из польских уроженцев, содержалась на средства Царства Польского и могла быть упот­реблена для защиты своей родины только в пределах Польши.

Из открытых источников
Из открытых источников

На самом деле в 1815— 1816 гг. польская армия финансировалась ис­ключительно из имперского бюджета, да и потом значительная часть средств на армию шла из России.

Действующие польские войска состояли из 13 пехотных и 9 кавале­рийских полков, 10 артиллерийских рот и батарей и одного саперного батальона, и делились на гвардию и полевые войска. Гвардия состояла из одного пехотного и одного конно-егерского полков и двух полубатарей.

Польские войска сохранили бывшее у них при Наполеоне I обмунди­рование с незначительными изменениями в соответствии с русскими образцами. Вооружение и снаряжение были русского образца. В армии были оставлены польские ордена Св. Станислава, Белого орла и орден «Virtuti militari», жалуемый исключительно за боевые отличия. Официальным языком в армии был признан польский, но цесаревич рекомен­довал генералам и начальникам частей ознакомиться с русскими коман­дами на случай совместных маневров. Польским войскам были назначе­ны оклады жалованья, значительно превышавшие оклады русских войск. Срок службы для нижних чинов полагался 8 лет. 19 июля 1815 г., в день торжественного объявления в Варшаве о вос­становлении Царства Польского, войска польской армии присягнули императору Александру I как Царю польскому.

Те, кто считает это оккупационным режимом – какие у вас аргументы насчет того что в Польше была сохранена собственная армия?

Почему полякам не жилось спокойно

Первым наместником царя в Польше был назначен 63-летний гене­рал Юзеф Зайонек. Он был участником польских восстаний 1793 г. и 1794 г., воевал с Бонапартом в Италии, Египте и т.д. В 1812 г. Зайонек был взят в плен русскими войсками.

Во время Русско-турецкой войны 1828 г. император Николай I выра­зил желание двинуть польские войска в Турцию, но из-за сильного проти­водействия великого князя Константина отказался от этого намерения.

Таким образом, Царство Польское казалось недостижимым идеалом для всех образованных русских людей на тот момент. Однако сами поляки так не считали. В итоге все вылилось в польское восстание 1830-1831 года.

Обратимся к книге А. Широкорада «Польша. Непримиримое соседство»: «Один из лидеров повстанцев граф Езерский 16 (28) декабря 1830 г. в письме графу Бенкендорфу перечислил «преступления царизма»: «Спи­сок всех злоупотреблений, которые привели к столь печальному заклю­чению, был бы чересчур длинным. Свобода личности, так ясно гаранти­рованная, фактически уже не существует. Процесс Бирнбаума выявил множество ужасающих фактов: агенты тайной полиции запятнали себя воровством, насилием, казнокрадством. Свобода прессы, гарантирован­ная конституцией, не только была подавлена, но цензура дошла даже до запрещения российских газет. Тайна переписки была нарушена. Аген­ты-провокаторы, доносительство, шпионство, поощрение людей, ском­прометированных в глазах общества, и, напротив, преследование тех, которые дают поводы подозревать себя в любви к родине и т.п., все это довершает описание наших несчастий».

Эмоций много, а что насчет фактуры? За 15 лет польские власти, возможно с подачи Кон­стантина, запретили за революционную пропаганду целых две газеты — «Ежедневную газету» и «Белый орел».

Картина «Польский Прометей» французского художника Ораса Верне. Очередной пример антирусской пропаганды, которая начала распространяться в то время в Европе.
Картина «Польский Прометей» французского художника Ораса Верне. Очередной пример антирусской пропаганды, которая начала распространяться в то время в Европе.

Участница восстания 1830 г. Наталья Кицкая пишет в своих мемуарах, что в ходе восстания «в ночь на 29 ноября были захвачены секретные документы тайной канцелярии», но почему то никаких откровений и компромата отт Ни Киц­кая, ни другие современники не дают нам никакого компромата на рус­ских. Из всех руководителей русской полиции Кицкая обличает лишь Рожнецкого (кстати, поляка!): «Он без устали шпионил за всем и вся и извлек немалую выгоду из питаемого к нему доверия. Живя на широкую ногу, он наделал много долгов. Многие порядочные люди, в минуты опасности пытаясь избежать преследования, выручали Рожнецкого, одал­живая ему различные суммы — большие и не очень, а он — как оказалось из его документов — обычно включал своих кредиторов в список ежегод­но оплачиваемых правительством шпионов и таким образом выплачи­вал свои долги за счет государственной казны и доброго имени многих достойных людей».

Ожидались откровения про страшные пытки,а тут что? На кол не сажали и кожу с живых людей не сдирали, как это делали просвещенные паны до 1792 г, правда об этом сами паны не упоминают

В 20-х гг. XIX в. было открыто несколько организаций заговорщи­ков, планировавших отторжение Царства Польского от России. И они были строго наказаны, получив по целых 3 года тюрьмы. Да за аналогичные преступления во Франции все бы они пошли на гильотину, да и в независимой Польше тоже!

И в заключение отмечу, что современные польские историки также констатируют: «С пози­ции сегодняшнего дня, полтора века спустя, можно констатировать, что по большому счету пятнадцатилетие “после Венского конгресса” было самым благоприятным с точки зрения польских национальных интере­сов временем за весь период между 1795 и 1918 гг».

Но, тем не менее, полякам спокойно не жилось, потому в 1830м году вспыхнуло восстание, после которого Николай I предсказуемо конституцию отменил, а права у Польши урезал. Но стоит ли его в этом винить?