Найти в Дзене
Дочь

Врач, о котором многие слышали, но которого мало кто видел

Есть один удивительный врач: о нём многие слышали, но мало кто его видел. Он имеет прямое отношение к нашей проблеме - деменции. Называется врач-невидимка гериатр. Почти все статьи о деменции начинаются с упоминания, что больного с деменцией лечат три специалиста - невролог, психиатр и гериатр. При этом подчёркивается, что главный в троице - гериатр. Невролог и психиатр нужны на первых порах - когда больной проходит обследование, ему ставят диагноз, назначают поддерживающее, корректирующие лечение. А дальше, до конца жизни, дементного пациента ведёт гериатр, который становится своего рода семейным доктором. Несколько лет назад, когда я не была сильно вымотана и у меня имелся энтузиазм, я озадачилась поисками такого врача. Поделюсь тем, что я выяснила и что у меня в итоге получилось. Сначала несколько слов о том, кто такой гериатр и чем он занимается. Все люди более-менее в курсе, что гериатр - это врач, который лечит пожилых, людей за 60 - 65. Дальше у людей идёт путаница: мол, если
Лубочная картинка из интернета
Лубочная картинка из интернета

Есть один удивительный врач: о нём многие слышали, но мало кто его видел. Он имеет прямое отношение к нашей проблеме - деменции. Называется врач-невидимка гериатр. Почти все статьи о деменции начинаются с упоминания, что больного с деменцией лечат три специалиста - невролог, психиатр и гериатр. При этом подчёркивается, что главный в троице - гериатр.

Невролог и психиатр нужны на первых порах - когда больной проходит обследование, ему ставят диагноз, назначают поддерживающее, корректирующие лечение. А дальше, до конца жизни, дементного пациента ведёт гериатр, который становится своего рода семейным доктором.

Несколько лет назад, когда я не была сильно вымотана и у меня имелся энтузиазм, я озадачилась поисками такого врача. Поделюсь тем, что я выяснила и что у меня в итоге получилось.

Сначала несколько слов о том, кто такой гериатр и чем он занимается.

Все люди более-менее в курсе, что гериатр - это врач, который лечит пожилых, людей за 60 - 65. Дальше у людей идёт путаница: мол, если у тебя болит глаз и тебе 40 лет, то ты идешь к окулисту, а если тебе 70 лет, то тебе надо с глазом к гериатру. Нет, это не так.

Гериатр не заменяет врачей узких специальностей. Да, к нему можно обратиться и с глазом, и с горлом, и с желудком - и он поможет, но с таким же успехом пожилой человек может пойти к лору, окулисту и гастроэнтерологу. Если гериатр увидит, что проблема серьёзная, то он сам посоветует пойти к профильному  специалисту.

Гериатр - это вроде терапевта для пожилых, но только в сильно расширенном варианте.  У пожилых болезни протекают не так, как у молодых и людей среднего возраста. У нас же есть педиатр - вот по аналогии есть и гериатр.

У пожилых болезнь может быть серьёзная, но она часто идёт сглаженно, симптомы слабо выражены. Даже онкология 4 стадии у старых людей часто протекает без боли. Там, где 30-летнего с онкологией обкололи бы наркотиками, пожилой часто либо не чувствует боли, либо она у него гораздо тише.

Обычный врач может обмануться слабой симптоматикой у старого человека - пропишет сон-прогулки-правильное питание, а гериатр насторожится, будет доискиваться до причины.

Дальше. Пожилые люди, как правило, обременены многими хроническими заболеваниями. От этих заболеваний окулист, лор, кардиолог, уролог и прочие назначают им лекарства. Лекарств у старого человека становится так много (тумбочки и столы ими уставлены), что они уже сами представляют  угрозу для здоровья.

Пожилые люди это понимают, пробуют говорить с врачами, спрашивают, можно ли что-то отменить, но врачи отстаивают свои назначения, пугая, что без лечения болезнь будет прогрессировать, вы сляжете, упадете, вас стукнет криз, откроется язва, опухнут ноги и т. д.

У моей мамы получалось, что она должна была в совокупности пить 40 таблеток ежедневно (13 препаратов), плюс разные капли и мази. Я советовалась с врачами, с паллиативом, как бы уменьшить лекарственную нагрузку на мамин и так слабенький организм, но меня запугивали необратимыми последствиями, уверяли, что без 40 таблеток маме никак не обойтись.

Гериатр занимается как раз этой проблемой. Он собирает все назначения, обследования, оценивает риски, смотрит на действия лекарств (некоторые из них могут обладать двойным действием - и давление снижают, и мочегонные) и принимает решение, как минимизировать фармудар, но при этом не ухудшить здоровье.

А ещё бывает, что назначаемые разными врачами препараты противоречат друг другу, и обычные врачи не хотят вникать в эти тонкости.

Маме с сердечными заболеваниями назначали обязательное мочегонное, это стандарт. Но у мамы одна почка совсем не работала, вторая еле пыхтела. Нагружать почки дополнительной работой - гробить маму. Но без мочегонных сердцу трудно, отекают ноги. Как быть?

Подобными противоречиями тоже занимается гериатр. Понятно, что при таком раскладе придётся чем-то жертвовать - сердцем или почками, но надо, чтобы этот риск был хорошо обдуманным, а не превращался в проведение экспериментов над больным.

Гериатр плотно занимается деменцией и знает особенности её влияния на организм. Многие ухаживающие тоже в курсе такого влияния: с появлением деменции у человека порой сами собой проходят некоторые хронические болезни и состояния. Нормализуется давление и сон, исчезает диабет, рубцуются язвы желудка, перестаёт беспокоить гастрит и панкреатит, уходит экзема, становятся не нужны очки и т. п.

Понятное дело, что невролог, психиатр, кардиолог и другие врачи не будут в это вникать. А гериатр о подобной особенности протекания деменции знает и вникать будет. Будет корректировать лечение, убирать какие-то препараты.

В общем, гериатр воспринимает пожилого человека комплексно и лечит его не по запчастям, а в совокупности. Особое внимание, конечно, тем болезням, которые обычно сопровождают старость. Слабоумие - одна из них, поэтому гериатра и называют главным врачом в троице по деменции.

В определённом смысле гериатр для дементного больного может заменить всех врачей, при всех проблемах можно обращаться к нему, он ведёт пациента до конца жизни, становится семейным врачом для старого человека, хорошо знающим его особенности.

Это была теория - гладкая, красивая, как из сводок Минздрава. Теперь о практике.

Как я писала, несколько лет назад, когда у меня ещё был запас энтузиазма и вера в том, что можно как-то параллельно наладить мою и мамину жизнь, я мониторила вопрос поиска гериатра для мамы.

То, что поиск будет непростой, я поняла сразу, потому что ни в одной поликлинике и больнице я про гериатра не слышала. Из недр сознания выплыла мысль, что гериатр у нас вроде должен быть в госпитале для ветеранов. Думаю, мысль выбралась из моего журналистского прошлого, когда я где/у кого только ни была, запоминая при этом невольно сопутствующую информацию.

Я поискала сведения о гериатрах в интернете. И действительно, сей специалист числился у нас в городе в госпитале для ветеранов. Было ещё два гериатра: один - в частном медцентре, другой - в поликлинике не по месту прописки.

Частного гериатра я откинула сразу, потому что на 1 - 2 визита я бы денег ещё наскребла, но на ведение мамы до конца жизни - нет у меня таких средств.

Остались два бесплатных гериатра - из чужой поликлиники и из госпиталя. Госпитальный оказался только для своих. Понятно, что госпиталю это нафиг сдалось - чтобы там шатались чужие пациенты.

К гериатру из поликлиники не по месту прописки попасть было возможно, но сначала надо было получить направление в своей родной клинике. Думаю, все представляют, что это за процесс - выбивание направления куда-то за пределы своей вотчины. Если у нас за направлением на УЗИ и прочее в стенах своей поликлиники надо ходить не один день, то записаться к врачу чужой больницы - задача с тремя звёздочками.

Тебе вроде и не отказывают прямо, но настойчиво допытываются, почему нужен именно гериатр, что вас не устраивает в наших стенах, у нас достаточно врачей разных специальностей, которые могут помочь вашей маме с любой проблемой. И на это вроде нечего возразить, но... мне хотелось гериатра.

С гериатром ничего не вышло. Не считая платного, два штуки на полумиллионный город - это совсем ни о чëм. Сейчас таких врачей в городе стало побольше - 5...

Вместо гериатра у нас с мамой был паллиатив, что, конечно же, совсем не то.

Паллиатив заточен на другое - преимущественно на улучшение качества жизни людей с неизлечимыми заболеваниями. И вроде деменция сюда подходит, но паллиатив в основном выписывает наркотики для онкобольных, меняет катетеры, берёт анализы, по результатам которых... надо будет обращаться к профильному врачу.

В моём случае за гериатра была я. Пробовала хоть что-то в этом смысле выжать из паллиатива, но врачи паллиатива все сложные и тяжёлые случаи оставляли на моё усмотрение. Чем жертвовать при подборе препаратов для мамы - сердцем или почкой, сосудами или мочевым пузырём? Что главнее - оставить кровотечение или не дать остановиться сердцу?

Всë самое сложное, самое тяжёлое, в буквальном смысле угрожающее жизни в маминой болезни решала я. Гериатра не было, паллиатив мягко сливался, оставляя такие вопросы "на ваше усмотрение, наблюдайте".

Я сама отменила маме лекарства от гипертонии, потому что, понаблюдав, поняла, что после деменции у неё нормализовалось давление. Я убрала мочегонное, потому что поняла, что у мамы ноги отекали не от сердца, что впоследствии подтвердил флеболог.

Да что я вам буду рассказывать! Большинство ухаживающих для своих больных очень быстро становятся гериатрами. Остаётся только горько посетовать, что мы опять (нам не впервой) в ответе за себя и за того парня, что мы решаем вопросы, для которых нужны знания, получаемые на протяжении 6 - 8 лет.

За много лет общения в профильных соцсетях я не помню ни одного случая, где бы больного с деменцией вёл гериатр. Кто-то рыпался, пробовал его искать, но быстро сдавался. Гериатр - это, конечно, не тот врач, который остро необходим, но если бы он был, если бы система гериатрической помощи работала, это было бы подспорьем нам и нашим подопечным.

А пока я только читаю бодрые рапорты Минздрава о повышенном внимании к старым людям. Недавно в интернете увидела сообщение, что скоро в российском здравоохранении появится специальный врач, который будет заниматься проблемами активного долголетия. Пока название ему не придумано. Даже не сомневаюсь, что он будет так же доступен, как гериатр.