Найти в Дзене
Заметки Южанок

Дом купца Гофшнейдера, невероятная история успеха. Как императорская пуговица создала купеческую империю

В самом центре Ялты стоит здание, в стенах которого застыла настоящая, непарадная история города. Это дом купца Гофшнейдера - особняк, который видел головокружительный взлёт и трагический упадок одной предприимчивой семьи. Невероятная история успеха, как императорская пуговица создала купеческую империю Всё начиналось не с миллионов, а с иглы, ниток и невероятной расторопности. Во второй половине XIX века жил в Ялте ничем не примечательный портной Лазарь Гофшнейдер. Легенда гласит, что однажды, став свидетелем того, как с мундира императора Александра II оторвалась пуговица, он тут же вызвался её пришить. Восхищённый проворством, государь спросил, чем может его отблагодарить. Гофшнейдер, не растерявшись, попросил лишь разрешения написать на вывеске своей мастерской: "Портной Его Императорского Величества". Император улыбнулся такой находчивости портного и позволил. Эта вывеска, по сути, стала путёвкой в жизнь. Предприимчивый ялтинец открыл ателье на набережной, а вскоре приобрёл неск

В самом центре Ялты стоит здание, в стенах которого застыла настоящая, непарадная история города. Это дом купца Гофшнейдера - особняк, который видел головокружительный взлёт и трагический упадок одной предприимчивой семьи.

Невероятная история успеха, как императорская пуговица создала купеческую империю

Всё начиналось не с миллионов, а с иглы, ниток и невероятной расторопности. Во второй половине XIX века жил в Ялте ничем не примечательный портной Лазарь Гофшнейдер. Легенда гласит, что однажды, став свидетелем того, как с мундира императора Александра II оторвалась пуговица, он тут же вызвался её пришить.

Восхищённый проворством, государь спросил, чем может его отблагодарить. Гофшнейдер, не растерявшись, попросил лишь разрешения написать на вывеске своей мастерской: "Портной Его Императорского Величества". Император улыбнулся такой находчивости портного и позволил.

Эта вывеска, по сути, стала путёвкой в жизнь. Предприимчивый ялтинец открыл ателье на набережной, а вскоре приобрёл несколько магазинов и выгодных участков земли в самом центре курортной столицы. Его состояние росло, и основанный им капитал позволил сыну, Исаю (Исайе) Лазаревичу Гофшнейдеру, стать купцом первой гильдии.

-2

Имение на улице Кирова

На пике благополучия, в начале 1890-х годов, Исай Гофшнейдер приобретает участок на Аутской улице (ныне - Кирова) и начинает создавать семейную усадьбу. Первым, в середине 1890-х, появился изящный дом с характерной крышей, прозванный "домом с еврейской кипой", где жила его семья.

А в 1901 году рядом вырос главный шедевр - особняк с роскошной пятигранной резной верандой, ставший визитной карточкой владения. Его автором, по всей вероятности, был знаменитый ялтинский зодчий Николай Краснов, создатель Ливадийского дворца. В архивах сохранился чертёж этого дома с подписью архитектора.

Это был не просто семейный дом, а часть доходного бизнеса, комнаты в новом особняке сдавались приезжавшей на отдых состоятельной публике. Вся территория, объединённая парком, представляла собой целый дачный комплекс, который в 1912 году был продан девелоперу Александру Бородину.

Параллельно семья развивала и другой бизнес - сдачу жилья в самом сердце курорта. В 1893 году Исай Гофшнейдер построил ещё один доходный дом в Черноморском (тогда Глухом) переулке, всего в минуте ходьбы от набережной.

Однако грянувшие исторические бури положили конец частному предпринимательству. После революции и Гражданской войны оба дома, как и сотни других ялтинских особняков, были национализированы и превращены в коммунальное жильё.

Грустное настоящее памятник разрухи

Время не было милосердно к этим свидетелям эпохи. Особенно печальна судьба главного дома на Кирова, 26А. Сегодня он находится в заброшенном состоянии: резная веранда разломана, окна верхних этажей выбиты, а само здание, частично сданное под офисы, медленно разрушается. Сообщения о его плачевном состоянии появляются уже не первый год.

Более повезло дому в Черноморском переулке. Он по-прежнему остаётся жилым домом, и квартиры в нём периодически сдаются туристам. Он вошёл в историю ещё и благодаря своим знаменитым жильцам: с 1991 по 2000 год здесь была квартира актёра Михаила Пуговкина.

от имперского шика до советской коммуналки

Дома Гофшнейдера - это материальная летопись Ялты. Они рассказывают историю от феерического успеха простого портного, сумевшего поймать удачу за хвост, до расцвета курортного бизнеса и, наконец, до драмы XX века, перемоловшей частные судьбы в общую коммунальную реальность. Один дом стал памятником запустения, другой продолжает тихую жизнь, храня память о звёздных обитателях.

фото с Яндекс