Найти в Дзене
Александр Степанов

Почему в Российской империи призывники были все ниже и ниже?

Как известно, адепты «процветающей России, которую кто-то там потерял», любят хвастаться экспортом зерна из империи. Действительно, появление железных дорог открыло внутренние районы России для мировой торговли и повлекло за собой бум хлебного экспорта. Россия стала крупнейшим в мире экспортером хлеба, в 1880-х гг. вывозилось 18% от чистого сбора зерновых. Как вывоз хлеба отражался на народе? Естественно, приводил к сокращению потребления. Что, в свою очередь, сказывалось даже на внешнем облике русских людей. Любопытная информация на эту тему есть, например, в книге С.А.Нефедова «История Российской империи: Факторный анализ». Цитата: «В этой ситуации на помощь приходят антропометрические методы. Считается, что рост людей отражает их уровень жизни и, в частности, уровень потребления продуктов питания. Пионер применения антропометрических методов, профессор Д. Н. Анучин, обратил внимание на то, что, по данным призывных комиссий, рост новобранцев в 1874-1885 гг. понижался. Б. Н. Миронов
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Как известно, адепты «процветающей России, которую кто-то там потерял», любят хвастаться экспортом зерна из империи. Действительно, появление железных дорог открыло внутренние районы России для мировой торговли и повлекло за собой бум хлебного экспорта. Россия стала крупнейшим в мире экспортером хлеба, в 1880-х гг. вывозилось 18% от чистого сбора зерновых.

Как вывоз хлеба отражался на народе? Естественно, приводил к сокращению потребления. Что, в свою очередь, сказывалось даже на внешнем облике русских людей.

Любопытная информация на эту тему есть, например, в книге С.А.Нефедова «История Российской империи: Факторный анализ».

Цитата: «В этой ситуации на помощь приходят антропометрические методы. Считается, что рост людей отражает их уровень жизни и, в частности, уровень потребления продуктов питания.

Пионер применения антропометрических методов, профессор Д. Н. Анучин, обратил внимание на то, что, по данным призывных комиссий, рост новобранцев в 1874-1885 гг. понижался. Б. Н. Миронов подсчитал, что средний рост новобранцев в 1882-1886 гг. по сравнению с 1874-1876 гг. уменьшился на 0,8 см. Одновременно отбраковка по негодности увеличилась с 35,6 до 41,9%».

Изображение из открытых источников, книги  С.А.Нефедова «История Российской империи: Факторный анализ».
Изображение из открытых источников, книги С.А.Нефедова «История Российской империи: Факторный анализ».

И еще: «Б. Н. Миронов составил сводку данных о среднем росте новобранцев в различных губерниях с 1874 г., когда начали собираться эти данные, по 1913 г. ...

В целом можно видеть, что рост уменьшался, в первую очередь, в губерниях, через которые проходили «вывозные» железные дороги и из которых осуществлялся наиболее интенсивный вывоз хлеба. Это Воронежская, Харьковская, Орловская, Рязанская, Тульская, Саратовская, Тамбовская, Черниговская, Симбирская губернии. В некоторых из них уменьшение составило порядка одного сантиметра, что говорит о значительном падении уровня жизни, в частности о недостаточном питании».

Изображение из открытых источников, книги  С.А.Нефедова «История Российской империи: Факторный анализ».
Изображение из открытых источников, книги С.А.Нефедова «История Российской империи: Факторный анализ».

Итак, лозунг царской России «Недоедим, но вывезем!» в зеркале беспощадной статистики. Что на это возразят современные царебожцы, монархисты и неочерносотенцы?

Или для них «процветание» измеряется не в сантиметрах роста подданных, а в тоннах зерна на иностранных складах.

Кстати, в наших северных губерниях, Архангельской и Олонецкой, снижение роста тоже впечатляет. Напомню свою старую публикацию:

«Ранней весной молодая, самая сильная часть населения отправляется на сплав лесов, «уходит в бурлаки», как здесь говорят. Впрочем, среди бурлаков попадаются и мальчики, и старики: «Ходим в бурлаки, – скажут здесь, – с малых лет и до дикой старости».

Бурлачество здесь – словно всеобщая повинность. Население проклинает эти каторжные и опасные работы, но жить без них не может. Вербовка бурлаков начинается приблизительно с Крещенья, в то время, когда крестьянин уже наверное съел не только собранный им хлеб, но и тот, который ему дал местный лавочник под будущий лов рыбы: мережный весенний, осенний неводной и под рябы, то есть под рябчиков, тетеревей и прочую дичь. Вот в это то время где-нибудь в центральном месте поселяется десятник, который вербует бурлаков, выдавая им вперед задаток. Денег у десятника обыкновенно нет; он сам берет муку в кредит у повенецких лавочников, и потому задаток, даже и весь будущий заработок выдается мукой и другими продуктами. Между Крещеньем и половиной марта лучшая, сильная часть населения успевает уже продать и проесть свою рабочую силу. Лишь немногие могут избежать этой кабалы и наняться весной непосредственно у приказчика, заведывающего сплавом леса».

Читать полностью - Русская литература как свидетель в пользу большевиков | Александр Степанов | Дзен