Схема-терапия может показаться перегруженной сложной терминологией, но на деле этот подход оказывается вполне лаконичным, если его разложить по модели «потребность — схема — режим». Рассказываю:
У каждого из нас вне зависимости от личностных особенностей есть пять базовых эмоциональных потребностей:
1. Надежная привязанность
2. Автономия и компетентность
3. Реалистичные границы (здесь не о наших границах, а о том, что мы должны понимать ограничения и уважать потребности других людей)
4. Свободное выражение чувств и эмоций
5. Спонтанность и игра
Важно, чтобы в детстве и подростковом возрасте каждая из этих потребностей была удовлетворена. К сожалению, у многих из нас детский опыт далек от идеального: как правило, одна-две потребности оказываются фрустрированы, из-за чего формируются так называемые ранние дезадаптивные схемы — или просто схемы.
Всего выделяется пять групп схем в зависимости от неудовлетворенной потребности:
1. Нарушение потребности в надежной привязанности
- Эмоциональная депривация: «меня никогда не полюбят так, как мне это нужно».
- Покинутость/Нестабильность: «в конце концов меня бросят».
- Недоверие/Ожидание жестокого обращения: «мне хотят причинить боль, обмануть и предать. доверять людям крайне опасно».
- Дефективность/Стыдливость: «со мной что-то не так, и меня не примут, если узнают, какой я на самом деле».
- Социальная отчужденность: «я белая ворона, и в любой компании буду чужим среди своих».
2. Нарушение потребности в автономии и компетентности
- Зависимость/Беспомощность: «я не в состоянии справиться сам, и для решения моих проблем мне нужен другой человек».
- Уязвимость: «в любой момент у меня может случиться инсульт/я могу сойти с ума/стать жертвой преступников. надо быть осторожнее».
- Спутанность/Неразвитая идентичность: «я чувствую пустоту и не понимаю, кто я такой и чего хочу. чтобы найти ответ на этот вопрос, мне нужны другие люди».
- Неуспешность: «я потерпел провал и не достиг того, что должен был. это будет повторяться снова и снова: я обречен быть неудачником».
3. Нарушение потребности в реалистичных границах
- Привилегированность/Грандиозность: «я во многом лучше (умнее, богаче, красивее, успешнее) других людей, и в этом мире я могу рассчитывать на особые права и возможности. я могу получить абсолютно все, что я захочу, и никто не сможет встать на моем пути. чувства и желания других людей — не моя проблема».
- Недстаточность самоконтроля: «я не переношу правила и дисциплину и буду делать только то, что мне хочется прямо сейчас. стратегии, цели, планы — это не про меня. живем одним днем!»
4. Нарушение потребности в свободном выражении мыслей и чувств
- Покорность/Подчинение: «чтобы избежать конфликтов и неприятностей, я буду делать то, что мне скажут, забыв о своих чувствах и желаниях. да, мне это не нравится, но иначе никак».
- Самопожертвование: «без моей помощи другие точно не обойдутся, и я готов на жертвы, чтобы быть полезным. мне больно, когда я не получаю того же в ответ».
- Поиск одобрения: «я очень стараюсь, чтобы меня заметили и похвалили. моя самооценка зависит от того, что мне сказали другие люди».
5. Нарушение потребности в спонтанности и игре
- Негативизм/Пессимизм: «все очень плохо, и будет еще хуже. оптимистичный настрой мне кажется неуместным».
- Подавление эмоций: «никто не должен знать, что со мной происходит на самом деле: к хорошему это точно не приведет».
- Жесткие стандарты: «я во всем стремлюсь к идеалу и придерживаюсь самых серьезных правил. важно все, даже самые незначительные детали».
- Пунитивность: «не терплю ошибки и осуждаю то, что не соответствует моим ожиданиям. за любой ошибкой должно следовать наказание».
Схему можно сравнить с цветными очками, которые мы надеваем в момент ситуаций-триггеров и которые искажают наше восприятие реальности. Подобно травме, схема инкапсулируется и содержит воспоминания о болезненном опыте, эмоциях, мыслях, напоминая об отголосках прошлого.
Пример: в детстве ребенка часто оставляли одного, и ему было одиноко. Его потребность в надежной привязанности не была удовлетворена, в связи с чем у него сформировалась схема Покинутости. В будущем под воздействием этой схемы человеку будет страшно каждый раз, когда партнер его оставляет — даже если он просто уходит на работу.
В момент активации схемы мы можем поступать по-разному и выбираем разные поведенческие стратегии. В схема-терапии эти состояния называются режимами.
Режимы можно разделить на несколько ключевых групп:
— Детские режимы: это совсем не про инфантильность, скорее про отражение наших болезненных эмоций в их «первозданном виде» — Сердитый Ребенок, Уязвимый Ребенок и так далее.
— Режимы-копинги. Есть три типа реакции на опасность: «бей», «беги», «замри». В логике схема терапии они выражены в стратегиях капитуляции («замри»), избегания («беги») и гиперкомпенсации («бей»). Каждая из этих стратегий содержит много подвидов режимов в зависимости от особенностей. Список режимов-копингов, кажется, бесконечен и остается предметом дискуссий среди специалистов.
— Критикующие режимы. Это такие злобные голоса, которые сидят внутри нас и говорят очень обидные для нас вещи. Послания этих критиков мы слышали в детстве от значимых для нас людей, усвоили эти голоса и приняли их за правду.
— Здоровые режимы. Их всего два! Здоровый Взрослый — бдит над всей этой схемно-режимной вакханалией и осознанно выбирает самые рабочие решения с учетом потребностей. Счастливый ребенок — режим, в котором мы радуемся и получаем удовольствие.
Кого-то может напугать такой объем информации, но на деле все гораздо проще. Для большинства по-настоящему актуальны одна-две потребности, несколько схем и режимов.
В процессе работы это будет выглядеть так (упрощенно): мы идентифицируем неудовлетворенные потребности, выявляем ключевые схемы и режимы, находим объяснения нашим проблемам и с помощью режима Здорового Взрослого (который есть в каждом из нас) достигаем наших целей.
Автор: Кирилл Горшенин
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru