Так называемое "Кровавое воскресенье" - это события 9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге, в ходе которых полиция и войска открыли огонь по мирному шествию демонстрантов. Шествие было подготовлено легальной на тот момент организацией "Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга" во главе со священником Георгием Гапоном. Петиция включала ряд политических требований, главным из которых был созыв народного представительства в форме Учредительного собрания. Стрельба также вызвала массовую давку, что еще увеличило число погибших и пострадавших. Результатом этого события стало разрушение веры народа в царя как сакральную фигуру, защитника русского народа и справедливого самодержца. Император стал терять поддержку народа, и все большее число людей стали
критиковать его и его правление, что в итоге на фоне проигрыша Русско-японской войны вылилось потом в революцию 1905 года.
В советское времена на это событие преобладала точка зрения о том, что Николай II попал под сильное влияние своего окружения, в частности министра юстиции Н.В. Муравьева, мнение которого о необходимости не допустить демонстрантов на дворцовую площадь в итоге и возобладало
Часто в произошедшем принято обвинять министра внутренних дел, князя Святополка-Мирского, но по некотором свидетельствам он наоборот предлагал допустить рабочих на площадь, при условии, что они выберут из своего числа ограниченное количество депутатов.
В постсоветское время наоборот, высказывалась теория о том, что среди демонстрантов якобы находились провокаторы, вооруженные револьверами, которые сами должны были спровоцировать кровопролитие (и возможно его и спровоцировали). Однако убедительных доказательств эта теория так и не нашла. Согласно полицейским отчетам, в течение дня в разных районах города действительно было произведено несколько выстрелов в военных, однако эти выстрелы производились уже после того как военные и полиция сами открыли огонь. Двое полицейских, убитых в ходе событий у Нарвской заставы, - Жолткевич и Шорников, как выяснилось потом, были убиты залпами 93-го пехотного Иркутского полка, что подтверждается свидетельствами очевидцев, данными полицейских докладов и результатами вскрытия, - т.е. это был результат "дружественного огня", а не действий провокаторов.
Однако, на самом деле, причину произошедшего надо искать в другом. И всему виной предшествующие события, о которых часто попросту забывают. Особенно это касается тех авторов, которые пытаются "обличать кровавый царский режим".
Мало кто вспоминает, что 6 января 1905 г., при огромном стечении народа, на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга во время традиционной церемонии Водосвятия, которая всегда проводилась с участием царской семьи, одна из пушек, установленных для салюта возле здания Биржи на другом берегу реки Невы, вместо холостого заряда неожиданно выстрелила по высочайшей процессии снарядом с картечью. Император с супругой чудом не пострадали, но в нескольких шагах от них прямым попаданием картечи в глаз был убит городовой по фамилии Романов (вот такое вот совпадение). Также несколько картечных пуль пролетели над головой самого Николая II, пробили царскую палатку и императорский штандарт. В Зимнем дворце было выбито 4 окна и повреждены колонны.
Тут примечательно то, что церемония освящения воды с участием Государя проводилась на Крещение ежегодно, по схожему сценарию. Напротив центрального (Иорданского) входа в Зимний дворец со стороны набережной, где сейчас расположен причал для судов "Водоход", перед праздником
устанавливалась специальная беседка, от которой на лед реки Невы
спускались деревянные сходни. По ним участники церемонии спускались на
лед и шли к полынье (Иордани), где митрополит совершал сам обряд
освящения. После этого участники и гости, в том числе иностранные послы, собирались в беседке и принимали парад. Так было из года в год, поэтому выстрел вполне обоснованно сразу сочли покушением. Сам Император встретил происшествие внешне спокойно. Осмотрев смертельно раненного городового и отдав распоряжение оказать ему помощь, Николай продолжил церемонию, доведя ее до конца, и принял парад. Это кстати весьма говорящий факт, ибо часто утверждается, что он дескать испугался народа и сбежал из столицы. Почти любого современного лидера после такого выстрела мигом бы увезли куда подальше в бронированном лимузине (или вертолете). Николай II же никуда не бежал, хотя всем тогда памятно должно было быть убийство Александра II, когда после первой попытки покушения тут же последовала вторая, унесшая в итоге его жизнь.
Только после этого император уехал в Царское село и не нам его винить - на тот момент расследование еще не было окончено и у императора все-таки были все основания опасаться за свою жизнь. Иногда можно встретить мнение, что дескать император испугался собственного народа и на время проведения демонстрации уехал из столицы. Как видите, причина отъезда была совсем в другом. На следующий день в столицу были введены дополнительные войска для охраны Зимнего дворца - они то и встретили потом демонстрантов.
Позже расследование не выявило явных следов заговора. Под арест "за небрежность" попали несколько военных чинов и солдат, открывших огонь. Командир артиллерийского расчета, из которого прозвучал роковой выстрел, покончил с собой и у мертвого, как говорится, не спросишь. Поговаривали также, что на государя покушался кто-то из его окружения, но доказательств тому так и не было найдено.