В мире есть не так много фильмов, которые бы столь решительно изменили общее представление о какой-то отдельно взятой структуре. И "Делай - раз!" в жанре драма, за режиссурой Андрея Малюкова и авторством Евгения Месяцева - прекрасный тому пример.
Это противоречивое и по-прежнему оспариваемое кино появилось на волне Перестройки, в 1989 году. И, по большому счёту, кинолента могла появиться только в этот момент времени или в ранние девяностые: только в это временное окно цензура ослабла настолько, чтобы пропустить столь порочащее произведение.
Длительность кинофильма "Делай - раз!" - 85 минут. 85 минут, наполненных несправедливостью и страхом перед давно устоявшимися закоренелыми негласными армейскими традициями, "дедами" и их "забавными выходками". Именно поэтому у фильма есть и альтернативные рабочие названия - "Первогодок" или "Салага". Ибо главный герой - Алексей Гаврилов в исполнении замечательного актёра - Евгения Миронова, тот самый салага и первогодок, который просто не выдержал всей тягости давления со стороны старослужащих, во главе с сержантом Шиповым, в исполнении гениального Владимира Машкова. Как следствие - пошёл ва-банк, прекрасно понимая, что его ждёт суд и тюрьма за свои действия.
Сюжет фильма
Чтобы более молодому читателю было понятно то, о чём идёт речь, мы поверхностно просмотрим сюжет. Итак, Алексей Гаврилов, в положенный срок, отправляется в Советскую Армию. Ещё на призывном пункте происходит конфликт с сержантом Шиповым, который толкает Гаврилова. Алексей, благородный и смелый по своей натуре человек, останавливает излишне распоясавшегося вояку и требует извиниться. Это - первоприрода конфликта, после чего Шипов затаивает обиду на салагу.
Именно Шипов устраивает всё так, чтобы Гаврилов, вместо попадания в элитную морскую пехоту, отправляется к нему в часть. Так, Алексей, который мог стать гордостью Советской Армии, попадает в обычный мотострелковый полк, где традиции дедовщины очень сильны, а офицеры закрывают глаза на непотребства, творящиеся в части.
"Деды" просто следуют традициям и заставляют новоприбывших работать за себя, а так же крадут личные вещи и всячески издеваются над пополнением. Причина такого поведения проста - когда-то ровно так же поступали старослужащие с ними, они "отстрадали своё" и теперь напитываются "моральной компенсацией" за собственный негативный опыт.
После ночи отжиманий под руководством Шипова, Гаврилов знакомится с Иваном Боцу, с которым возникает дружба. Есть и хороший "дед" - сержант Степанов, который вступается за новобранцев во время стычки в столовой. Но Шипов такое прощать не желает и организует нападение на Степанова, а потом и вовсе бьёт ефрейтора Кабанова по лицу, прямо говоря своему сослуживцу, что все укажут на него и ему грозит дисбат. На этом фоне "хороший дед" вынужден отступить - ему осталось не так много до демобилизации.
После этой сцены Шипов вместе с "дедами" пытается заставить рядового Боцу вести подсчёт дням до демобилизации - одна из странных негласных традиций Советской и Российской армии. Но Иван проявляет мужество и отказывается. В ответ - новая провокация, в виде выкрадывания денег у одного из "черепов" ефрейтором Кабановым и подкидыванием в китель Боцу. Гаврилов поддерживает друга в очень сложной и опасной ситуации, чем настраивает всю "касту" "среднеслужащих" ещё и против себя.
Ночью "черепа" тащат Боцу в котельную. Степанов в бессилии наблюдает за расправой, не в силах помешать Шипову. Ивана унижают и избивают. Гаврилов, в это время отсутствующий в казарме, слишком поздно замечает отсутствие своего друга. Он находит его в котельной, за что также подвергается избиению. В расправу вмешивается Шипов, который приказывает "черепам" разойтись.
Когда Боцу пытается свести счёты с жизнью, Гаврилов не позволяет ему это сделать. Вместо этого он силой берёт пулемёт из оружейного шкафа и возвращается в котельную. Дальше ключевая сцена, как "салага", полностью готовый уничтожать, пускает длинную очередь над головами под звуки общей тревоги и заставляет дедов во главе с Шиповым позорно отжиматься, повторяя и повторяя знаменитое: "Делай - раз! Делай - два"! После заставляет и дедов, и черепов петь армейскую песню.
Шипов старается сопротивляться, чтобы сохранить лицо. Гаврилов, понимая это, всё таки принуждает сержанта исполнить "сто качков в минуту". В этот момент котельную начинает штурмовать караул. Гаврилов понимает, что это конец, и опускает пулемёт, который пытается взять Кабанов. Но тут происходит неожиданное - "черепа" переходят на сторону салаги не позволяют дембелю это сделать.
Алексея задерживают. Уходя, он бросает взгляд на всесильного Шипова, которого сломал и унизил перед всеми, после чего уверенно идёт к выходу, несмотря на явный и тяжёлый срок в дисбате.
Творчество Одесской киностудии и реакция на киноленту
Проект снимался в городе Белгород-Днестровский усилиями Одесской киностудии. Натура - реальная военная часть инженерно-сапёрного батальона Но часть натуры снималась в Хамовнических казармах в Москве, в расположении бригады охраны ЦА МО и ГШ.
Среди других знаковых актёров, принявших участие в кинокартине, следует отметить Александра Домогарова, исполнившего роль сержанта Гоши. Имена других актёров вряд ли скажут что-то современному читателю: карьера прочих исполнителей сложилась не так громко и не так удачно.
Даже с учётом того, что настало "новое время" и "полное падение пут цензуры", кинокартина подверглась жёсткой критике. Особенно её "разнёс" режиссёр Владимир Меньшов, который, в статье журнала "Советский экран", прямо сказал, что отсутствие цензуры ещё не означает того, что свобода мысли и творчества должна быть абсолютным. Конечно же, картина получила жестокое сопротивление со стороны военного сообщества и "Мосфильм" реально задумывался над тем, а давать ли вообще жизнь столь скандальному проекту?
Между тем, фильм "Делай - раз!" действительно "подковырнул" табуированную и запретную тему Советской и Российской армии. Она заключается в том, что в местах "неполного контроля со стороны офицерства", дедовщина всё ещё сильна. Дедовщина, в самом широком смысле - проникновение околокриминальных понятий, правил и суждений в армейское общество, что началось на волне общей криминализации молодёжи в 1960-е - 1970-е годы. И если элитные части, куда мог попасть Гаврилов, всегда "держали марку" и даже самые глупые элементы системы понимали, что рядом - товарищи и соратники, на которых можно положиться в трудный момент, то в обычных частях какого-нибудь ЗабВО, дедовщина процветала "красно" и "густо".
У автора этой статьи хватило изворотливости и ума, в одной из частей ЗабВО, продержаться один год службы, с минимальным получением тумаков. Причём мы были первые "годичники", за что нас почему-то кровно ненавидели "полторашники". Кому-то из моих сослуживцев повезло значительно меньше. А это значит, что и в конце "нулевых", хотя бы кое-где дедовщина ещё процветала. Да и одна из причин перехода на год службы, как мы считали - реальная и грамотная попытка основной системы подавить ненужную подсистему. Получилось ли? Я не знаю. Но фильм "Делай-раз!" - это как раз то явление, которое раскрыло глаза многим на то, что в самом деле происходит за воротами многих военных частей, где "срочники" делятся на новобранцев и старослужащих.
С уважением, Иван Вологдин
Дорогие друзья! Теперь на этой платформе нельзя писать о сложной технике в целом. Статьи уходят в нарушения. Ищем новый формат. Об этих темах теперь только в ТГ, так как выбора нет https://t.me/CulturniyCod
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.