Накануне нового 2026 года в Краснодарском крае случилось новогоднее чудо - выпал долгожданный снег. Лично я не помню Нового года с припорошенной землёй уже больше 10 лет, а тут прямо 31 декабря, прямо вечером - снегопад.
Немудрено, что после праздничных салатов и фейерверков у меня зачесалось выбраться куда-нибудь повыше, где будет настоящая зима.
Но для кого - новогоднее чудо, а для кого - стихийное бедствие. Именно так переживали этот снегопад предгорные районы: Апшеронский, Белореченский и Майкопский район Адыгеи. Оборванные линии электропередач и продавленные массой снега крыши - такие новости поступали из этих уголков.
Тем не менее, 3 января мы с моим лучшим другом детства Серёгой (который ранее засветился лишь в вылазке на водопад Стена) задумали дойти до Собор-скалы у посёлка Отдалённый в Апшеронском районе. Наивные мы даже не представляли, что творится в горах. Но обо всём по порядку.
Выезжаем из Краснодара в 6:30. Едва добравшись до предгорий, на ходу корректируем маршрут: поедем на Апшеронск не через Саратовскую и Кубанскую, а через Горячий ключ, Кутаис и Хадыженск. Просто потому что захотелось.
Дорога эта в целом асфальтирована лишь на половину (до Кутаиса), а расчищена она оказалась лишь немногим больше. Как только мы покидаем территорию городского округа Горячий ключ и въезжаем в Апшеронский район, перед нами остаётся лишь снежная колея.
Зато уже здесь на рассвете ощущается эта снежная сказка замерших предгорий Кавказа. Температура за бортом плавает от -2 на пригорках до -7 в неглубоких балках, штиль, слякоти нет, и даже переднеприводный хетч пусть ч трудом, но преодолевает все подъёмы.
Проезжаем Хадыженск. Дороги нечищены даже в городе, машины еле плетутся, температура в долине Пшиша падает до -10.
Дорога между Хадыженском и Апшеронском оказывается на удивление пустынной, даже несмотря на то, что является отрезком оживлённой трассы Майкоп - Туапсе. Похоже, люди опасаются состояния дороги и правильно делают.
В Апшеронске - ещё холоднее, -12 по Цельсию. Кружим по городу около часа в поисках резьбового туристического газового баллона, потому что хотим иметь возможность вскипятить чай в снегу.
Я часто бываю в Восточной Сибири, в небольших поселениях Якутии и Иркутской области, и в Апшеронске я словил то же чувство, которое испытываю при -40 в Мирном или Жигалово. Такое чувство, будто все в этом городе стараются пережить мороз дома, а выход на улицу или поездка на автомобиле становится экстримом.
За селом Черниговское автодорога на Отдалённый (а в перспективе и на Дагомыс) как будто превращается в снежный каньон, стены которого постепенно сужаются до такой степени, что двум машинам не разъехаться никак.
И тут случается странное. Мы резко набираем высоту, а с высотой начинает расти и температура. В Черниговском светило солнце, но по-прежнему было -5, а тут уже датчик показывает 0 и далее положительные значения.
На повороте к нижнему каньону реки Цица стоит мужик на Шевроле Нива. Увидев нашу пузотёрку он поматал головой, призывая одуматься и не ехать дальше. Но я решил, что этого предупреждения недостаточно и продолжил давить на газ. Последующий подъём оказался действительно сложным - слякоть и колейность едва не прервали наше путешествие.
А остановила нас следующая сцена. Самосвал тросом вытягивал новенький китайский кроссовер Tenet (по-любому же на роботе!), только что выкопанный из снежной стены обочины. Вокруг в снегу резвятся дети, и все в один голос говорят нам дальше не ехать.
Мы решаем вскипятить чаёк и подумать, что ж делать дальше. А в это время мимо нас дальше по дороге проносится Лада Гранта Спорт на тяге из пердячего баса провинциального репчика. Мы переглянулись: "Ну раз Гранта смогла, то и мы сможем!".
Но не тут-то было: через 10 минут ребята вернулись, так как дальше из снега уже вытягивали очередной китайский кроссовер, на этот раз Haval. Решено: оставляем машину и идём дальше пешком.
На момент начала прогулки: +6 градусов и очень сильный, почти ураганный ветер, дующий порывами с полным затуханием.
Ураганный ветер - это и есть объяснение тех самых облаков у вершин снежных гор. Снег просто выдувает резкими порывами, и он разлетается по округе.
Мы прошли три километра - от километрового столба 19 до 22. Серёга заприметил в лесу какой-то сарай и обозначил его как конечную цель нашего пути. Что ж, достигать её ему предстояло в одиночку, так как я рассчитывал лишь на прогулку по дороге и не стал переодеваться.
Минут на пятнадцать остался стоять на обочине, но скучать не приходилось: порывы ветра образовывали небольшие смерчи на соседней полянке.
Дружище вернулся с новостью: в сарае собака, замёрзшая, голодная, но всё равно напуганная внезапным посетителем.
Я протянул Серёге колбасу, и он отправился выманивать зверька. Собака ела жадно, но всё равно держалась на дистанции метров десяти, следуя по протоптанной в снегу дорожке.
В конечном итоге, не дождавшись выхода собаки к нам, мы развернулись и пошли восвояси. Будь что будет! Но зверёк решил не отставать.
И в конечном счёте она осмелела и подошла гладится. Пёся была очень похожа на лису - носом, глазками и длинным хвостом, только чёрная.
Ближайшая еда была аж в машине, но в конечном итоге пёся с нами не дошла: она осталась копаться в мусоре на третьей стоянке.
Доходим до машины и начинаем спускаться к селу Черниговскому. Температура постепенно падает и становится ниже нуля.
3 января 2026 года.