Найти тему

Красивый и малоизвестный водопад Стена всего в часе езды от Краснодара

Случается иногда, что свободного времени очень немного, а желание штурмовать очередные кушери зудит настолько, что готов хоть в ближайший лес выехать и пойти в любом случайном направлении.

Так произошло, что у меня и моего лучшего друга детства Серёги выдались свободные всего-навсего пол дня в воскресенье, которые мы и решили использовать по максимуму.

Однажды в какой-то группе в ВК я наткнулся на фотоотчёт с интересного водопада, расположенного между станицей Смоленской и селом Шабановское. Дальнейший поиск дал результаты также только в ВК, а значит есть повод сгонять туда и написать об этом! Благо на OSM-карте кто-то любезно оставил местоположение этого водопада.

Весна на Кубани в самом разгаре - жаркий солнечный воскресный день в середине апреля. В 14:00 мы выехали из города через Тургеневский мост, удивляясь отсутствию пробок по дороге до Афипского. К 14:30 мы уже проехали Смоленскую, свернули на Шабановское, проехали дачи и доехали до конца асфальта. Навстречу нам то и дело проезжали раллийные автомобили - в основном старые японцы: Субарики или Лансеры, но и наши Жиги тоже мелькали. По гравийке скорость движения моей пузотёрки значительно ниже, и нам только и оставалось, что глотать пыль пролетающих подготовленных машин.

Спустя 3 км по гравийке мы сворачиваем влево на примыкающую дорогу, отсыпанную не хуже, чем дорога на Шабановское. Дело в том, что через эти места проходит трасса знаменитого трубопровода "Голубой поток", и для обслуживания трубы была построена дорога, которая и по сей день находится в отличном состоянии.

Проезжаем поляны, на которых ведется расчистка экскаватором. Сюда подвели электричество, стоит одинокий трансформатор - похоже, скоро здесь появится коттеджный посёлок.

Проезжаем по этой дороге 1 км - и попадаем на финиш раллийного участка на левом ответвлении. К счастью, нам вправо - но и здесь оборудована поляна для пит-стопа.

Поляна для пит-стопа.
Поляна для пит-стопа.

Сначала мы хотели оставить машину на поляне, но потом решили проехать чуть дальше по газпромовской дороге. Дорого укатана плотно, но на городском хэтче с жесткой подвеской ехать очень некомфортно, поэтому припарковываемся в тени на обочине и продолжаем путь пешком. На часах 14:50.

Дождей давно не было, и очень пыльно.
Дождей давно не было, и очень пыльно.

Идти по дороге несложно - она в целом спускается чуть вниз, как и река Безепс, что бежит справа.

Несмотря на близость реки, над дорогой стоит непобедимая духота.
Несмотря на близость реки, над дорогой стоит непобедимая духота.

У обочины дороги временами стоят ещё машины, а с берега реки доносится аромат мангала. Мы сворачиваем с дороги вправо, чтоб посмотреть уютные полянки, куда народ приехал на шашлыки. Оказалось, что это очень популярное место: каждый пятачок для пикничка был занят.

Пикниковый съезд.
Пикниковый съезд.

Дорога закольцевалась и снова вывела на основную, практически около брода через Безепс. В принципе до брода можно доехать на любой тачке, и из города это займёт как раз час. От брода уже начинается пеший маршрут, если только у вас не УАЗик или Нива, которые смогут преодолеть довольно глубокий брод.

Брод через Безепс. По камням можно пропрыгать, не замочив ноги.
Брод через Безепс. По камням можно пропрыгать, не замочив ноги.

За бродом продолжается та же капитальная дорога, только постепенно уводящая вверх и огибающая гору. Дело в том, что труба здесь идёт через самую вершину горы, а дорога обходит её справа. Но качество дороги после брода чуть похуже, местами встречаются огромные лужи, несмотря на засушливый период.

Дорога после брода.
Дорога после брода.
Дорога после брода.
Дорога после брода.

Пройдя чуть больше километра, на небольшой полянке замечаем тропу, уходящую вправо.

Та самая полянка.
Та самая полянка.

За полянкой спускаемся к ручью Артиллерийская щель, переходим его. Сразу за ручьём разбит лагерь, стоит три или четыре палатки, дымит костёр. Тропа уходит вверх по отрогу между двумя ущельями - Безенчук (справа) и ручья с водопадом (слева).

Ручей Артиллерийская щель.
Ручей Артиллерийская щель.
Тропа вверх по отрогу пролегает по старому волоку.
Тропа вверх по отрогу пролегает по старому волоку.

По мере подъёма тропа начинает отклоняться влево, к нужному нам ручью. Но при этом становится понятно, что склоны щели будут тем круче, чем выше мы заберёмся, поэтому спускаться нужно напролом, здесь и сейчас.

Спустились в ручей.
Спустились в ручей.

Уклон русла на этом участке довольно приличный. Крупных завалов не замечено, но местами ручей перегораживают огромные валуны из крепкого песчаника.

Характер русла ручья ниже водопада.
Характер русла ручья ниже водопада.

Пытаясь облезть очередной валун слева, мы обнаружили, что по берегу (правому от истока) идёт едва заметная тропа, удачно обходящая все преграды.

Ручей непосредственно перед водопадом.
Ручей непосредственно перед водопадом.

Стены ущелья сошлись очень неожиданно. Обычно водопады предваряются скалами, теснинами и т.д., но здесь ручей просто ниспадает из промоины в стене - что и следует из названия водопада.

Водопад Стена.
Водопад Стена.

Стена, образующая водопад - вторая, если считать снизу. Первая, обвитая лианами плюща, образует небольшой порог. Над водопадом проглядывают ещё стены, а значит там могут быть ещё пороги или водопады.

Водопад Стена.
Водопад Стена.
Мы, для понимания размеров водопада.
Мы, для понимания размеров водопада.

По сути своей эти стены - вертикально расположенные пласты сцементированного песчаника, толщиной всего 30-40 см каждый. Между стенами находятся более мягкие породы, поэтому там образуются своего рода кулуары.

Между первой и второй стенами.
Между первой и второй стенами.

Мы вышли к водопаду в 16:00 - путь от машины неторопливым шагом и с осмотром всех закоулков занял чуть больше часа. При желании можно было ещё лишние полтора километра до брода на машине проехать.

Перекусываем - время обеда давно прошло, а мы так и не подкреплялись. Бекон и сыр на тостовом хлебе - классика однодневных прогулок.

Зарождается идея забраться на водопад. В лоб этого по понятным причинам сделать не получится, однако, отойдя метров 50 назад, можно попробовать штурмовать водопад справа (по левому берегу орографически).

Огибаем водопад по верху.
Огибаем водопад по верху.

Местами можно даже усмотреть едва заметную тропу, а значит мы не первые, кто захотел так пройти чуть дальше, чем большинство туристов.

При первой же возможности спускаемся в ручей над водопадом, пробираясь через ковёр из лопухов.

Ручей - за лопухами.
Ручей - за лопухами.

Над водопадом оказывается ещё три стены - то есть три порога на ручье, высотой 1-2 метра каждый.

Над водопадом.
Над водопадом.
Над водопадом.
Над водопадом.
Над водопадом.
Над водопадом.
Водопад Стена, вид сверху.
Водопад Стена, вид сверху.

Возвращаемся тем же путём, за тем исключением, что спускаемся по ручью вплоть до его устья.

Вниз по ручью.
Вниз по ручью.

Устье ручья примечательно тем, что здесь три ручья сходятся в одном месте, образуя подобие куриной лапы. Перебираемся через этот перекрёсток, находим тропу и выруливаем на дорогу. Запоминаем поворот на эту тропу как самый простой путь к водопаду.

Направо - к водопаду
Направо - к водопаду

Возвращаемся по дороге, через брод, мимо поредевших шашлычников, к стоящей на обочине машине.

Брод, вид со стороны Артиллерийской щели.
Брод, вид со стороны Артиллерийской щели.

На авто осторожно, бережливо доезжаем обратно до брода, где разжигаем костерок и греем чай. В горах темнеет быстро, температура падает, первые комары становятся злее, и в 20:00 мы собираем вещи и стартуем в город.

Сложность: 1/10

Итого: 8 км

Если машину оставить у брода, то до водопада можно дойти за 30-40 мин.

-27

21 апреля 2024 года