Найти в Дзене
Обитаемый Остров

Трое в лодке

( рождественская история) Почти полвека назад, между майскими праздниками 1976-го года, житель Томска, 29-летний Сергей Новиков отправился на моторной лодке в Колпашево. Сейчас это кажется странным, но, учитывая гравийные дороги, отсутствие моста через Обь и дешевизну бензина (7,5 копеек за литр!), речные путешествия со скоростью 20-25 километров в час были реальной альтернативой автобусу. А личные автомобили в то время были всё-таки большой редкостью. Путь был неблизкий, занимал обычно весь световой день, а то и вечер, поэтому в своей алюминиевой «казанке» Новиков припас не только продукты, спирт, водку, но и запас бензина в 20-литровых канистрах. Май 1976-го был холодным, температура по ночам опускалась почти до 0 градусов. По берегам Оби лежали огромные белые льдины после прошедшего две недели назад ледохода. Сильный ветер поднимал на середине Оби крупные и частые волны, казалось, что лодка пробирается по огромной стиральной доске, прыгая с волны на волну. «Вал», говорили про таку

Трое в лодке

( рождественская история)

Почти полвека назад, между майскими праздниками 1976-го года, житель Томска, 29-летний Сергей Новиков отправился на моторной лодке в Колпашево. Сейчас это кажется странным, но, учитывая гравийные дороги, отсутствие моста через Обь и дешевизну бензина (7,5 копеек за литр!), речные путешествия со скоростью 20-25 километров в час были реальной альтернативой автобусу. А личные автомобили в то время были всё-таки большой редкостью. Путь был неблизкий, занимал обычно весь световой день, а то и вечер, поэтому в своей алюминиевой «казанке» Новиков припас не только продукты, спирт, водку, но и запас бензина в 20-литровых канистрах.

Май 1976-го был холодным, температура по ночам опускалась почти до 0 градусов. По берегам Оби лежали огромные белые льдины после прошедшего две недели назад ледохода. Сильный ветер поднимал на середине Оби крупные и частые волны, казалось, что лодка пробирается по огромной стиральной доске, прыгая с волны на волну. «Вал», говорили про такую обстановку бывалые речники. Идти приходилось вдоль берегов, что немного удлиняло маршрут.

Пройдя мимо Красного Яра Новиков заметил, как от пристани села Никольское отошла моторная лодка с людьми, которая исчезла на середине Оби. Перевернуло её волнами или зачерпнула деревянная плоскодонка бортом, Новиков не видел, но повернул туда, на буйную середину и скоро увидел, что из воды торчит только нос лодки, а в волнах барахтаются четверо. Температура за бортом была 2-3 градуса, так что шансов выплыть у людей не было.

Новиков вытащил двух человек и понял, что места в его лодке на всех спасаемых не хватит. Всё было заставлено бензином. Сергей с недолгим сожалением выбросил за борт две полных канистры и затащил третьего, вернее третью, когда увидел, что четвертый пассажир утонувшей лодки пошел ко дну. Спасенная им женщина оказалось его супругой.

В сторожке на пристани Красного Яра был телефон. Пока ехала к спасенным Скорая помощь и милиция, Сергей растирал счастливчиков спиртом. Милиция и представитель ОСВОД («Общества спасания на водах» в СССР) составили протокол о чрезвычайном происшествии. В кривошеинской районной газете «Ленинский путь» появилась заметка о героическом поведении Новикова и безответственном поведении граждан, которые отправились на лодке через Обь в такую погоду. Фамилия одного из безответственных была Чендокаев. Их много, Чендокаевых, в тех местах. Говорят, спасенный умер в прошлом году своей смертью.

А 78-летний его спаситель, мой сосед Сергей Константинович Новиков живет в Тимирязево на улице Дальней. С его слов рассказ и записали соседи. Сейчас бы его, наверно, наградили медалью, а тогда, 50 лет назад происшествие просто забылось. Дети и внуки спасенных в тот майский день живут где-то. Может еще откликнуться. Чудеса случаются, особенно на Рождество

-2