Моему сыну 9 лет, и пока ещё наш досуг с ним довольно тесно пересекается. И если осенние каникулы были посвящены всевозможным музейным квестам в рамках музейного фестиваля «Острова», то в начале зимних каникул мы решили устроить совместный киномарафон. Четыре дня и четыре новых, только что вышедших в прокат детских фильма. Вернее, три фильма и один мультипликационный фильм. И вот по итогам этого киномарафона самые неоднозначные впечатления остались именно от новой интерпретации «Буратино». Поделилась этим в сторис - и получила много вопросов: «А что не так?». Если коротко, то, наверное, это всё моя профдеформация. А если не коротко, то:
Детские психотравмы в детских фильмах
Прежде всего, мне не совсем понятен этот уже основательно закрепившийся тренд на создание психологических проблем для главных героев в современном детском кино: детские психотравмы, неврозы, потеря близких, изоляция и одиночество, застрявшие чувства вины и обиды, гиперкомпенсация, посттравматический стресс… Продолжать можно бесконечно.
Да, не спорю, где-то это смотрится очень органично, дополняя сюжет, делая фильм глубже и интереснее, расширяя целевую аудиторию. Взрослым тоже становится смотреть интереснее. Не знаю, например, кто прописывал все эти психологические моменты в «Чебурашке» (особенно во второй части), но респект и сценаристам, и их консультантам. Всё очень логично, причинно-следственные связи выверены, каждая деталь на своём месте, вообще вопросов не возникает. Но этот фильм - лишь исключение, подтверждающее правило.
Помню, как смотрела в кинотеатре новых «Бременских музыкантов», и у меня был лишь один вопрос к сценаристам: «Зачем?». Зачем они сначала лишили главного героя отца, а потом решили, что и мать в этом уравнении лишняя. Прямо представляю, как они сидят и думают: «А давайте ещё сделаем так, чтобы он обязательно стал свидетелем того, как его любящая мать погибает на ровном месте, и не мог с этим ничего сделать! Пусть пожизненно мучается чувством вины! Хм, пожалуй, этого недостаточно для того, чтобы в будущем он смог создавать берущие за душу музыкальные шедевры. Пусть он, оставшись сиротой, с голодухи прибьётся к шайке подростков-разбойников под предводительством атаманши. Пусть он привяжется к ним, а затем они воспользуются этой его привязанностью и доверием, подставят его и подведут под суд! И ещё сделаем так, чтобы в этом королевстве несовершеннолетних детей сажали на десятки лет в одиночную камеру! Вот супер будет!».
И после всего этого, пару десятков лет спустя, главный герой выходит такой абсолютно психически и физически здоровый из тюрьмы (совершенно не могу представить, как такое в принципе возможно в таких условиях). Первым делом, конечно же, думает: «А почему бы мне не сыграть и не спеть что-то!?» И такой: «Ла-ла-ла-лэй, ла-ла-ла, лэй!» - даже навыки за эти годы не растерял, не то что здоровье и разум. Вы скажете: «Нюта, ну это сказка!» - ну так раз это сказка, то повторю первоначальный вопрос: зачем нам именно такая предыстория в этой сказке?!
Знакома вам фраза: «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то оно должно выстрелить к концу»? Согласно этому принципу, любая деталь, введённая автором в начале, должна сыграть важную роль в развитии сюжета; если элемент не используется, его не должно быть в произведении! Тогда история остаётся осмысленной.
После тех вводных, что нам выдали в самом начале, всё остальное по сценарию могло бы иметь смысл только в том случае, если бы в конце была...
Ещё одна сцена
Вот такая: Скрип двери нарушает тишину каменного мешка. Надзиратель с масляной лампой подходит к решётке. Камера плавно поднимается по его фигуре. Мы видим потрёпанный мундир, толстый кожаный пояс с ключами. Его лицо скрыто в тени от козырька фуражки. Камера медленно разворачивается, следуя за его взглядом. Мы видим ржавую толстую решётку. За ней — крошечная камера. Стены покрыты плесенью и царапинами.
В углу, сжавшись, сидит маленький мальчик, которого мы помним по первым эпизодам фильма. Он медленно, ритмично раскачивается вперёд-назад и тихим, дрожащим, сбивающимся голосом поёт: «Ллу-уу-ччч солн-цца зо-ло-ттто-го... тттуччч скк-ры-лла пппе-ле-нна...»
И в этот момент мы понимаем: всё это время мы смотрели не сказку, а психологический триллер. Все предыдущие события - разговоры с животными, фестиваль песен, месть королю и атаманше, побег от сыщика, любовь к принцессе - всего лишь бред воспалённого сознания ребёнка, заточённого в одиночную камеру. Он, воспользовавшись своим талантом к музыке, нашёл единственный способ справиться с болью от потерь, предательства и изоляции - создать собственный сказочный мир.
Надзиратель останавливается у решётки. Подносит лампу к лицу, чтобы лучше видеть заключённого. Свет падает на его черты. Крупный план на лицо надзирателя: мы видим, что это лицо сыщика из сказки, преследовавшего Трубадура и принцессу. Мальчик не видит ни надзирателя, ни камеры. Он видит бал, людей, которые хлопают ему и восхищаются его талантом, видит принцессу...
Так, что-то я увлеклась.
Понятное дело, триллер для детей делать не вариант. Но если сказал «А», то говори уже «Б». Устроили бы ребёнку в конце концов побег из тюрьмы (всё-таки атаманша тоже по-своему к нему привязалась), отправили бы в путешествие вокруг света, прописали бы ему становление героя: познакомился бы с бременскими музыкантами, рос бы в кругу друзей, прошёл бы все стадии горевания, спелся, сыгрался с ребятами, наработал сценический опыт, славу какую-никакую - и вернулся бы в родные края вершить справедливость.
Это всё можно было бы сделать нарезкой кадров, даже много времени бы не заняло... В крайнем случае можно было бы просто убрать эту крайне странную предысторию.
Ну ладно, с «Бременскими музыкантами» всё понятно. Но разговор был не о них изначально.
Так что же не так с новым «Буратино»?
В «Буратино», конечно, не всё так жёстко. Тут хотя бы логика прослеживается, причинно-следственные связи какие-никакие есть. Но всё равно, на мой взгляд - шито белыми нитками. Тут тебе и стокгольмский синдром у артистов театра, и детские травмы самого Карабаса - надо же зачем-то чем-то объяснить его жестокость. Но главная моя претензия в том, что Буратино тут кто угодно, но не тот Буратино, которого когда-то описал в своей книге Алексей Толстой.
У создателей фильма получилась совершенно другая личность, чей психологический портрет разительно отличается от оригинала.
Новый Буратино весь фильм пытается заслужить любовь отца. И практически всё, что делает, - делает исходя из этой мотивации. Ради того, чтобы стать достойным сыном, чтобы папа Карло снова забрал его к себе. Даже «комплекс Пиноккио» новому главному герою навязали, заложив в его голову мысль о том, что нужно как минимум стать адвокатом, но вообще, конечно, лучше - живым мальчиком. Удивительно, что решили не добавлять сцену в чулане - а то можно было бы главному герою ещё и клаустрофобию привить до кучи.
Оригинальный же Буратино, по натуре (в отличие от того же Пиноккио), был балагур, бунтарь и авантюрист. В нём было много задора и отваги. Его мотивацией было любопытство, субъективное чувство справедливости, познание мира - и любовь к отцу тоже. Обратите внимание: не желание заслужить любовь отца, а просто любовь к родителю.
Он не признавал авторитетов - даже если ему давали полезные советы или предостерегали от опасностей вроде мошенников и разбойников. Он сам знал, что ему делать. Не прочь был подразнить мальчишек, подёргать за хвосты кошек и собак, он кидался топором в мудрого Сверчка за его советы, не стеснялся врать, если это могло помочь делу. Категорически не поддавался перевоспитанию. Первым делом, появившись на свет, настучал по голове папе Карло.
Он также не стеснялся пользоваться обстоятельствами и слабостями врагов, подслушивать и совать свой нос в чужие тайны. Например, зная, что сеньор Карабас становится добрее, когда чихает, он с чистой совестью давил ему на жалость - и таким образом не только оказался на свободе, но и получил от него пять золотых. Или тот момент, когда он увидел, что кончик бороды Карабаса Барабаса приклеился к смоле: хитростью заставил его бегать вокруг дерева и окончательно приклеиться. Ну и в целом, по сказке, он просто взял и экспроприировал чужой ключик. Потому что с его точки зрения это было справедливо.
Вот от этого запомнившегося мне с детства образа Буратино в новом фильме практически ничего не осталось. Разве что деревянное тело и папа Карло в качестве создателя. Не сказать, что новый образ хуже, во многом более правильный или достойный. Он просто другой. Другой психологический тип личности, который предполагает иные реакции на те же события. Это всё мне напоминает некоторых моих коллег, которые, не учитывая тип личности, начинают засовывать всех клиентов в один рабочий шаблон. А если в результате работы ничего не получается - просто объявляют клиента «сопротивляющимся». И даже не задумываются о том, что люди с разными типами личности требуют разного подхода...
В общем, в «Буратино», в отличие от той же второй части «Чебурашки», пазл у меня не сложился. Хочется сказать сценаристам: «Не верю!»
А вообще на фоне всей этой тяги к добавлению детских травм и комплексов в детское кино удивительно было, что «Простоквашино», например, просто взяли и пересняли, всего лишь добавив вторым слоем несколько шуток для взрослой аудитории. А то я бы уже не удивилась, если бы на дядю Фёдора навесили диагноз «параноидная шизофрения» (та, что сопровождается бредом и галлюцинациями), которая развилась на фоне «холодной и требовательной матери». А что - животные говорящие у него тоже есть. А мама вон, купальники в Сочи выгуливает на пляже, когда у неё сын пропал. Притянули бы в качестве обоснования концепцию шизофреногенной матери, которую разработала когда-то Фрида Фромм-Райхманн. Красота!
Есть ли в фильме «Буратино» что-то хорошее?
Несомненно! И очень даже много всего хорошего. Декораторы, костюмеры, постановщики танцевальных движений отработали на славу. Всё снято очень красиво. Актеры тоже по большей части отыграли хорошо, а некоторые - даже отлично. Лиса Алиса получилась что надо. Смотря на кота Базилио, я вообще подумала, что, возможно, это лучшая роль Александра Петрова. Бондарчук тоже отыграл Карабаса Барабаса на все 100. Тараканы вообще зачётные. Непонятно только, почему летающие...
Вот такие неоднозначные впечатления, если не коротко. А вы уже посмотрели новую версию «Буратино»? Какие у вас впечатления?