«Великие приключения происходят от малых причин».
Александр Суворов
Связь на войне имеет серьезнейшее значение для успешных боевых действий. Генерал без связи и 2 века назад имел все шансы быть разбитым. Армия, где со связью были проблемы, оставалась зачастую в неведении, где войска противника и даже где находятся собственные части. Тем более это становится опасно при условиях плохой видимости, либо при серьезном ухудшении погодных условий.
ПУНКТ 21. Связь в 18 веке осуществлялась подачей сигналов барабаном, трубой, флагом, дымом или с помощью зеркал. На поле боя конными курьерами с записками. Это позволяло оперативно реагировать командованию на изменение обстановки в сражении и при маневрировании. Без надежной и своевременной информации вероятность успеха снижалась. Суворов при штурме Варшавы(праги) требовал от начальников наступавших колонн присылки записками сообщений о действиях на своем участке каждые 5 минут, что позволяло буквально держать руку на «пульсе боя». В противоположнось польскому командующему генералу Вавржецкому (сегодня нац.герой Польши и Белоруссии), который при обороне Праги (предместье Варшавы) не имел при себе конных курьеров наш генерал имел при себе несколько десятков офицеров и рядовых. От подполковника до простых казаков включительно. И что же мы видим; Вавржецкий сам носится по периметру по разным частям своего войска. Только лично отдает приказания каждому командиру, а это вело к фатальному замедлению действий польских подразделений. Проскакав так около часа, и поняв, что его управление войсками не поспевает за действиями русских генерал Вавржецкий, бросив сражающиеся войска, просто сбежал в Варшаву, якобы за резервами. Суворов же находясь на командном пункте, требовал каждые 5 минут присылки сообщений от командиров частей и сам непрерывно рассылал курьеров с записками или с приказаниями на словах. Имея непрерывную связь с частями, наш генерал полностью владел обстановкой. Все действия наших войск в результате были своевременны, что закономерно привело к победе. Польское войско было разбито полностью и заслугу конной связи курьерами трудно переоценить. Подробнее действия обоих командующих в статьях: ПРАГА В ОГНЕ. Действия штурма Победоносными Российскими войсками под командою генерала Суворова 24 октября 1794 г. Часть2. и ВАРШАВА! Вавржецкий против Сувороваили Блистательный штурм прагского ретраншемента 24 октября 1794г. Часть1.
В северной Италии при масштабном сражении на берегах Треббии на фронте шириной 14 км связь на небольших расстояниях частично обеспечивалась подачей сигналов трубой и барабанами. Но фронт был велик и Суворов, бывший на правом фланге, с трудом заставлял томных бештимтзагеров (австр.генералов) сообщать записками о положении своих и неприятельских войск. Те искренне не понимали, зачем так часто слать курьеров ведь есть план (кабинетный). До австрийских генералов не доходило, что чем чаще сообщения, тем легче фельдмаршалу принять решение и главное, это не дает врагу времени, а нам обеспечивает быстроту действий. Ведь обстановка на поле боя меняется чрезвычайно быстро и никакие написанные планы могут не помочь, тем более что неприятелю на ваши планы начхать (у него свои есть). Безусловно, самому Александру Васильевичу было много проще командовать на небольшом поле боя. Там он своими глазами видел неуловимое изменение обстановки и реагировал молниеносно. Вот уж где он ФОРТУНЫ не упускал. Разгром корпуса маршалка Зиберха у тынецкого моныстыря, или побоище при обороне Гирсово весьма типичны. Масштабы поля боя невелики. А если взять поле боя между реками Рымной и Рыбником, дак там поболе 40 квадратных километров. Другое дело, что «ученик» принц Кобург был не дурак и сам курьерами строго каждые 5 мин. слал Суворову сообщения, и тот вполне обоснованно отвечал ему: «опасности нет, держись, я все вижу.» Разгром 100-тысячной армии Великого визиря лишь тому подтверждение. Подробнее в статьях: РЫМНИК. Разгром 1-го лагеря армии Великого визиря Кетхюда-Гассан-паши солдатами Суворова 11 сентября 1789г. Часть 1. и РЫМНИК. Перелом. Часть 2. Впрочем, почти во всех статьях вопросам управления уделено внимание.
Связь в условиях близко нулевой видимости в бою приобретает наиважнейшее значение. Ведь командир не видящий противника становится буквально слеп. А это резко замедлит принятие решений, от которых зависит результат боя. Как следствие – потеря времени, прямой путь к поражению. Например при штурме Измаила командиры турецких отрядов находящихся на валах не видя противника (русских) в тумане, но открывшие на удачу огонь в чисто поле слали недостоверные сообщения (свои выдумки) Айдозли –Мехмет-паше, что не давало тому принять правильное решение и опять же вело к потере времени. Суворов с командного пункта, тоже не видел сам обстановки, но курьеры начальников колонн (Кутузов, Мекноб, Львов, Ласси и др.) непрерывно скакали к генерал-аншефу, что дало возможность своевременно предотвратить разгром одной из колонн подвергшейся мощной контратаке турок. Плотный туман в начале штурма не смог помешать связи с сражающимися подразделениями. Сигнал ракетами, который все же было видно, сообщал наблюдавшему короткую, но самую важную информацию (по выходу на верх вала, захвату бастиона и т.п.) Сигналам барабаном или трубой туман тоже не мешал, но они могли быть приглушены стрельбой и шумом боя. Измаил типичный пример, когда Суворов владел обстановкой, а его противник нет.
Конечно и люди каменного века понимали значение связи не хуже далеких потомков. В своих боевых действиях в условиях ограниченной видимости (густой лес, туман на болоте, ночное время и т.п.) они увеличивали дистанцию связи между собой подражая крикам птиц или животных. Причем подражали столь искусно, что зачастую невозможно было отличить, кто воет (подобно волку) вдали реально серый или вражеский воин. Конечно, ежели уханье филина вдруг раздавалось средь бела дня, то это было весьма подозрительно; эта птица ухает обычно по ночам. Если венные действия проходили днем в холмистой местности или на равнине, то сигналы подаваемые дымом костра могли быть заметны на огромные расстояния. Причем противник их тоже видел, но не мог прочесть, ибо не знал значений этих сигналов о которых условились воины.
Жесты, не нарушавшие тишины с тех давних времен существуют по сей день. Поднятая вверх рука при движении отряда впереди идущим означала «стой, внимание», а указующий жест «направление, опасность». Различные жесты телом или заметным предметом воин использовал для сообщений своим взобравшись на холм или иное хорошо просматриваемое для своих место. И сегодня на кораблях сигнальщик может с помощью флажковой сигнализации быстро сообщить соседям важную информацию. Правда в шторм или на большом расстоянии она малоэффективна. Но тогда применить можно было световую сигнализацию (прожектор) используя азбуку Морзе. Конечно, прожектор позволял осуществлять быструю связь на огромных расстояниях. Но это на море. На земле же В хорошую, солнечную погоду иногда использовалось зеркальце для передачи информации «солнечными зайчиками». В Африке, например, издавна негры использовали «там-там» (пустотелый ствол большого дерева) либо большой барабан обтянутый кожей грохот которых можно было услышать за десять и более километров.
Уже при наличии телеграфа в 20-м веке скорость сообщений от деревни к деревне зачастую была выше телеграфной благодаря там-тамам. На Руси подобным образом использовались колокола, а в восточных странах металлический гонг. Но конечно никаким гонгом не наладить связь с космическим кораблем за пределами нашей планеты. Здесь бесспорно, что первостепенное значение приобрела изобретенная более века назад радиосвязь. И важность ее в боевых действиях переоценить невозможно. А вот недооценить – это вполне по силам. Во время Великой Отечественной войны в 1941 г. наши самолеты не все были оборудованы рациями, что сразу снижало из боевую эффективность по сравнению с немцами. У тех радиосвязь имел каждый самолет. И конечно махание крыльями, которое еще летчик должен заметить( или жестикуляция в кабине), не идет в сравнение с прямым общением голосом по радиосвязи когда потерянные секунды могут стоить жизни. В условиях облачности или же ночью визуальная связь и вовсе пропадала. У врага, благодаря радиосвязи, управление авиацией было много лучше, что позволило ему быстро завоевать господство в воздухе. Это не удивительно, ведь каждый немецкий летчик был на связи с командиром и действовал в составе подразделения, что облегчало выполнение боевой задачи.
Такая же проблема со связью была и в наших танковых подразделениях. Недостаток танковых радиостанций невозможно восполнить флажковой сигнализацией. К примеру, на июнь 1941 года на имевшихся в войсках танках Т-34 установлены рации на 221 машинах, а без раций оставался 671 танк. В условиях задымления (взрывы, горящая техника и т.п.) на поле боя командиры танков зачастую не видели даже соседнего танка, а уж тем более маленький флажок на башне. Понятно, что это приводило к разобщенности действий экипажей, недоразумениям, снижению эффективности и к неоправданно большим потерям. Вражеские танки все имели радиооборудование, а командирские танки и вовсе 2 радиостанции. Это позволяло немецкому танковому командиру быстрее нашего реагировать на изменение ситуации в бою. Выводы командования были однозначны – каждая боевая машина должна быть оборудована радиосвязью и в 1942 году ситуация стала выправляться; увеличилось собственное производство радиостанций и увеличились поставки раций по ленд-лизу производившиеся в США, Канаде и Великобритании.
ПУНКТ 22. Умение рассредоточить войска для решения локальных задач и умение быстро собрать войска в мощный кулак для наступления. Высокое мастерство командира характеризует скорость, с которой он осуществляет эти действия. Суворов в совершенстве владел этим. Враг видел и понимал опасность маневров Суворова, но ничего не мог поделать. Не успевал. «Однако более наблюдать, чтоб понапрасну излишнего утруждения войску не было, как особливо пустых походов», «в военных действиях следует быстро сообразить и немедленно же исполнить, чтобы неприятелю не дать времени опомниться», «Непрестанное упражнение в том, как все обнять одним взглядом, учинит тебя великим полководцем. Умей пользоваться местоположением, умей предупреждать обстоятельства ложные и сомнительные; не предавайся безвременной запальчивости. Храни в памяти своей имена великих людей и руководствуйся ими в походах и действиях своих с благоразумием».
Во время боевых действий в Польше против Барской конфедерации (1768-1771г.) генерал-майор Суворов показал высокое мастерство в умении не только управлять вверенными ему войсками, но и предвидеть замысловатые изменения боевой обстановки. Ему удавалось именно «обнять одним взглядом» действия своих и неприятельских войск. Например преследуя 2-х тысячный отряд братьев Пулавских Суворов, видя малую численность собственных сил, стремится присоединить по дороге все что можно. Да, вышнее командование выказывало недовольство этим. Однако Александр Васильевич игнорировал «недовольство», полагая своим долгом настигнуть и уничтожить врага. Когда у Орехова он догнал таки Пулавских, то свой малочисленный отряд уже увеличил на треть, что в свою очередь помогло ему разбить поляков.
В Люблинском районе (Польша) он сумел наладить обширную сеть разведки и информация о появлении там и сям групп и отрядов конфедератов стекалась к нему в штаб потоком и отовсюду. Дело ослажнялось тем, что приходилось рассылать много мелких отрядов для ликвидации многочисленных угроз. Своим подчиненным он постоянно внушал: «Весьма нужно иметь о неприятеле верные известия и на то денег не щадить». Оперативно рассылая отряды Суворов буквально не давал «поднять головы» барским конфедератам. Едва появлялась еще небольшая группа «панцирной шляхты», как на ее голову обрушивался удар, и полякам приходилось спасаться. Боестолкновения происходили почти ежедневно. Барские конфедераты несли потери, но выполнить свою боевую задачу (сколотить войско) не могли. Один из характерных примеров – «поражение» приписываемое нашему генералу, якобы нанесенное ему французским подполковником Левеном. Брехня конечно, имеющая в основе слова самого Суворова отметившего этот захват мелкого населенного пункта (Ланцкорона) с вражеским магазейном оружия, как «неудачное дело». Так вот, получив сведения о полевом командире Миончинском сколотившем отряд шляхтичей в несколько сот всадников, Суворов, не теряя времени и взяв всех, кто был «под рукой» погнался за неприятелем быстро уходившим к югу. И в этом эпизоде наш генерал по ходу преследования собирал людей с близлежащих постов. Ему удалось заметно добавить численности своих сил, и при подходе к Ланцкороне русских было уже не меньше, чем поляков. Проще сказать кулак для удара был создан. Поляки было оборону затеяли, но бестолку. Быстро из Ланцкороны неприятель был выбит, а конница его скрылась в дальних полях. Пехотный батальон конфедератов(командир под-к Левен) бежал стремглав из Ланцкороны (видимо для хитрой победы над Суворовым) потеряв 4 орудия из имевшихся 5. Укрывшись в недалеко находившихся «каменных палатах» он сумел отразить атаку наших войск с серьезными потерями для русских (23 солдата погибли). Спас же его от истребления, только вынужденный уход Суворова получившего паническое сообщение коменданта из Кракова и поспешившего на его спасение тем же вечером. Сегодня польские историки выдают это «ланцкоронское дело» за полный разгром Суворова. Впрочем, читатель вполне сам может разобраться в этом, прочитав статью: Рейд Суворова за Краков. Разорение магазейна и неудачный штурм замка в Ланцкороне 9 февраля 1771г. Простой пример собирания ударного кулака можно увидеть в гибельном для неприятеля (ногайская орда под командой Тав-Султана)масштабном сражении в районе урочища Керменчик (малая крепость) на Кубани. Это место впадения реки Лабы в Кубань и сейчас там расположен город Усть-Лабинск. Не смотря на то, что враг держался настороже генералу Суворову удалось обмануть его бдительность и скрытно привести корпус в 5 тысяч солдат к устью Лабы. Точно следуя его указаниям атаман Иловайский тоже скрытно привел на соединение 8 полков(более 4 тысяч казаков) донских казаков. Так противник проморгал появление ударного кулака буквально на пороге своих аулов и как следствие полностью был разгромлен. Конечно фактор внезапности сыграл определяющую роль не дав Тав-Султану организованно отступить в леса и вынудив его сражаться. Это сражение описано в статьях: Закубанская экспедиция Суворова против ногайских орд в 1783г.Часть1. и Часть2.
В Итальянской кампании 1799 года самое масштабное сражение при Нови в Пьемонте тоже может служить примером умелого собирания войск в кулак в кратчайшие сроки. Когда перед этим потерпел поражение австрийский генерал Бельгард при Кассина-Гросса (итальянская деревушка), то Суворов остановил преследование разбитой французской армии генерала Макдоналя и разослал приказы подчиненным частям быстро следовать к Александрии. Сам же с предельной скоростью повел Главную армию так же к Александрии (итальянской) вдоль правого берега реки По. Через несколько дней он подошел к Александрии. Туда же подтянулись части из Турина и других мест. Французкая армия убежала. Ее командующий генерал Моро почуяв смертельную угрозу сумел спасти ее в горах. Однако вновь назначенный генерал Жубер сменивший Моро и обещавший разбить «русского старикашку» собрав 38 тысяч солдат ринулся через горы полагая , что одно решительное движение его армии напугает нашего фельдмаршала. Это был глупейший просчет основанный на презрении и недооценке противника. Суворов же сумел усилить свою группировку еще на 20 тысяч прибывших солдат генерала Края из под Мантуи. Он готовил наступление на 4 августа и его армия собранная в могучий кулак достигла уже 65 тысяч человек. В итоге армия Жубера показалась 3 августа на окраине гор(Апеннины), что не только не испугало Суворова, но наоборот очень обрадовало. Еще бы – французский большой «Мышь» сам лез в «мышеловку» и за ним не нужно было гоняться. И хотя Жубер остановился в сомнениях 3 августа и стал топтаться на месте, но в 4 часа утра сам был атакован армией Суворова и разбит. Бить войска Суворова по частям не удавалось никогда. Правда только в случае выполнения подчиненными его приказов. Австрийские генералы (бештимтзагеры) пытавшиеся игнорировать приказы Суворова и выполнять в обход его распоряжения Гофкригсрата (венский военный совет) обычно терпели поражения. «Без меня оных бьют», писал Суворов с горечью. Подробнее действия Суворова при Нови можно прочесть в статьях: НОВИ. Часть1. Авантюра генерала Жубера против фельдмаршала Суворова и НОВИ. Часть2. Разгром французской армии генерала Жубера войсками союзной армии Суворова 4 августа 1799 г.
1февраля2026г.ЛЕ.