«Буратино» Реж. И. Волошин
Буратино в новой картине - творение компьютера. И это решение лежит в основе громкого художественного провала. Уж если творцы решили прибегнуть к высоким технологиям, то и технологии должны быть на высоте. У Игоря Волошина Буратино сделан на сдачу. У дерева есть масса оттенков цвета. И большинство очень тёплые. Буратино в фильме выглядит, как существо созданное из сильно подмокшей осины. То есть, бледная немочь с оттенками зеленого тлена. Для витального персонажа очень круто. С точки зрения метамодернистких игр - решение забойное. Для детского фильма неловкое. Пластика и мимика - самые примитивные. В пору, когда искуственный интеллект создаёт персонажей , соединяющих в себе запредельную фантастичность и при этом наполненность жизнью, противоречиями, эмоциями, привычками, жестами, Буратино в новой российской картине предстаёт куклой, которая производит только одну эмоцию: при нажатии на кнопку широко открывается рот, звучит "ха-ха". На том жизнь в Буратино угасает. Больше он ни на что не способен.
Если в книге Алексея Толстого и фильмах Александра Птушко и Леонида Нечаева Буратино был альтер-эго своих читателей- мальчишек и девчонок от 5 до 10 лет, то Игорь Волошин отправил главного героя в ясельную группу детсада. Главная сюжетная пружина книги и предыдущих экранизаций была в сладостных и горьких открытиях ранней юности : оказывается в жизни есть не только щедрость, но и корысть, не только откровенность, но и коварство, не только творчество и игра, но и принуждение. Буратино в новой картине ничего этого постичь не в состоянии: он слишком мал и инфантилен. Потому сценарий заметно переписывает книжку. Привычный нам Буратино сам совершал порой безрассудные, порой нелепые, порой отчаянные поступки. Но сам. В новой картине этот Буратино никаких ошибок сделать не может. Он просто становится заложником решений и поступков всех других персонажей. А его несёт как полено по волнам фабулы. Главный герой от своих зрителей отсечён. Сочувствовать говорящему куску дерева бледно-зеленого оттенка сложно.
Встреча Буратино с Пьеро, Мальвиной, Арлекино и Артемоном порождает новый диссонанс. До сих пор Буратино встречал своих собратьев. Они из одного теста, только жизнь сложилась по-разному. Теперь пародия на куклу производства ГДР встречает реальных живых и обаятельных актёров. Всё же Марк Эйдельштейн, Анастасия Талызина, Рузиль Минникаев и Степан Белозёров - артисты харизматичные и обаятельные. Вообразить, что этот Буратино с уровнем развития двухлетнего младенца что-то кому-то способен объяснить, на что-то вдохновить, куда-то повести, абсолютно нереально. Режиссёр это чувствует. И в итоге вторая часть картины становится вариацией странноватой темы : радистка Кэт с двумя младенцами на руках во вражеском тылу. Да, с вариациями : четыре радистки и один младенец. Но от этого вся мизансцена становится ещё глупее.
Для объяснения ещё одного концептуального решения нужен психотерапевт. Книжка, наполенная светом и радостью юности, отваги, решимости, экранизирована в траурно-тёмных тонах. Ночь покрывает всё пространство картины. Озаряют мрак лишь отблески очага, костров, факелов. И даже когда в финальный радостный танец пустятся все персонажи при свете дня, уже не верится, что день наступил и продлится долго. Уж чересчур долга и беспросветна была ночь.
Да, конечно, Алексей Толстой тоже творил по шаблону. Он переписывал книжку Карло Коллоди. Но КАК он её переписывал!!! Из мрачной и нравоучительной итальянской сказки он создал гимн смелости, отваги и безрассудству добра. Новые соавторы скорее перечёркивают все толстовские открытия. Самое главное достижение новых сценаристов - это создание предыстории жизни синьора Карабаса. По новой версии - юный Карабас всегда тяготел к прекрасному, что не находило поддержки у родителей. Подростка Карабаса били половником за мечты о театре. Но он всё же сбежал из малодуховного дома, странствовал, основал свой театр. И теперь никогда не бьёт артистов половником. Только розгами. Удивительный реабилитанс. С удивительными аргументами. И невероятной логикой.
Учитывая, что Карабас в фильме Фёдор Бондарчук, которого вряд ли Сергей Фёдорович или Ирина Константиновна били половником, зато Фёдор Сергеевич чересчур хорошо помнит, как досталось половником его отцу от делегатов перестроечного съезда Союза кинематографистов. А ведь тогда как раз коллективные Буратино протестовали против генералитета в руководстве Союза. И в Буратинистом порыве забыли, что "генерал" Бондарчук не только "Красные колокола" снял, но и "Судьбу человека", и "Войну и мир", и "Они сражались за Родину". Буратино- он такой. Смелый, но не слишком мудрый. Новый Карабас - Бондарчук-младший для молодой поросли артистов выглядит как непомерно строгий, но в конечном итоге заботливый наставник. А молодёжи и деваться особо некуда- только в "Буратинах" играть. И изображать восторг от кривляний малообаятельной куклы. Буратино им предлагает альтернативу - создать новый театр бездарных. Откровенно. Но боюсь Буратино с этим советом уже опоздал.
В стране Дураков Алисе и Базилио даже нет нужды демонстрировать свои криминальные таланты. Здесь все обитатели находятся под влиянием некоего эфира, который заставляет забыть обо всём и выкладывать денежки за любую ерунду. В том числе и за самое бездарное представление. Это прямо на грани как откровенно. С другой стороны , и сетовать не на кого. Билет то я купил. Сам. Добровольно. В очередной раз поддавшись магии рекламы и надежде на то, что не всё в кинопрокате решается только обработкой умов. Сам дурак. Сам и виноват.