Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Стыд.

Статья для тех, кто испытывал много стыда в своей жизни, который разрушает. Стыд — как акт нападения на себя. Если я не идеальный, значит, я должен исчезнуть. Не зря говорится, что, испытывая стыд, хочется исчезнуть. Меня кто-то критикует, мне больно, хочется прекратить это. Но вместо разворачивания гнева к другому, этот гнев я обращаю на себя. Это и потеря контакта с собой, как будто границы меня очерчены пунктиром. Когда, вероятно, я и не понимаю, какой я? И много требований к себе предъявляю. И здесь хорошо задумываться о том, чего я боюсь? Что в моем психическом мире происходит? Какой у меня был детский опыт? Стыдили ли меня, наказывали? Именно в эти моменты, когда внутренний критик становится самым громким голосом, мы теряем связь с истинным "Я". Этот голос, пропитанный страхом осуждения и отвержения, заставляет нас прятаться, минимизировать себя, словно пытаясь стать невидимыми. Мы начинаем верить, что наша ценность напрямую зависит от соответствия неким внешним или внутренним ст

Статья для тех, кто испытывал много стыда в своей жизни, который разрушает. Стыд — как акт нападения на себя. Если я не идеальный, значит, я должен исчезнуть. Не зря говорится, что, испытывая стыд, хочется исчезнуть. Меня кто-то критикует, мне больно, хочется прекратить это. Но вместо разворачивания гнева к другому, этот гнев я обращаю на себя.

Это и потеря контакта с собой, как будто границы меня очерчены пунктиром. Когда, вероятно, я и не понимаю, какой я? И много требований к себе предъявляю. И здесь хорошо задумываться о том, чего я боюсь? Что в моем психическом мире происходит? Какой у меня был детский опыт? Стыдили ли меня, наказывали?

Именно в эти моменты, когда внутренний критик становится самым громким голосом, мы теряем связь с истинным "Я". Этот голос, пропитанный страхом осуждения и отвержения, заставляет нас прятаться, минимизировать себя, словно пытаясь стать невидимыми. Мы начинаем верить, что наша ценность напрямую зависит от соответствия неким внешним или внутренним стандартам, которые зачастую недостижимы. И когда мы не достигаем их, вместо того чтобы проявить к себе сострадание, мы погружаемся в пучину самобичевания.

Внутренний диалог, сотканный из обвинений и самоосуждения, подобен ядовитому туману, окутывающему нашу душу. Он искажает восприятие реальности, заставляя видеть себя исключительно в негативном свете.

Эрскин отмечает, что многие воспринимают стыд лишь как эмоцию. Однако, по его мнению, стыд представляет собой сложную комбинацию нескольких составляющих:

Ощущение уязвимости: это острая боль от того, что нас не принимают такими, какие мы есть на самом деле.

Страх отвержения: боязнь быть отвергнутым из-за того, кто мы есть, или из-за нашего поведения.

Таким образом, стыд можно рассматривать как проявление нашей реакции на то, как с нами обращались.

Это не просто чувство, это глубоко укоренившаяся программа, которая диктует, как мы должны себя вести, чтобы заслужить любовь и принятие, или, по крайней мере, избежать боли и осуждения.

Мы строим вокруг себя стены, чтобы защититься от потенциальной боли, но эти стены одновременно отгораживают нас от радости, близости и подлинного самовыражения.

Автор: София Журба
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru